Существует множество подходов к определению игры, в каждом из которых отражаются важные аспекты этого удивительного и важного для развития ребенка, вида активности.
Детская игра это:
- основной фактор развития ребенка;
- способ приобщения ребенка к культуре;
- форма обучения;
- способ ознакомления с видами деятельности;
- способ коррекции поведения;
- способ формирования дружеских отношений. И многое-многое другое.
Но самое главное то, что игра – основная деятельность ребенка и основной источник его радости.
Далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, и т.д.) В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Опыт показывает, что многие родители не умеют, или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность.
Причины нарушения игровой деятельности:
- взрослые не понимают важности игры для развития личности ребенка;
- резкое сокращение безопасных мест для игры;
- многие игрушки не поддерживают, а препятствуют игре;
- давление занятий;
- жесткое программирование времени для детей.
Чтобы помочь родителям правильно организовать игровую деятельность детей дома, мы открыли клуб педагогической поддержки семьи, включающий разнообразные эффективные формы работы.
Одна из них – это круглые столы с родителями по обеспечению игровой поддержки развития ребёнка, в рамках которых:
- оказываем содействие в социализации детей на основе организации совместной игровой деятельности;
- обучаем родителей способам применения различных игровых средств обучения, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультируем родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания;
- знакомим родителей с современными видами игровых средств обучения.
Используем различные формы работы в клубе педагогической поддержки.
Мы организовали тематические круглые столы, на которых в нетрадиционной обстановке обсуждаем проблемы, рассказываем родителям об игре, как надо играть.
Проводим индивидуальные и групповые консультации, даем квалифицированный совет, показываем какие игры и игрушки можно, приобрести для детей.
Мультимедийные презентации по организации игровой среды. На презентациях рассказываем о развивающей среде в группе, показываем игровые уголки, какая в них наполняемость.
Консультации по организации игровой деятельности с использованием фото и видеоматериалов. Очень много консультируем родителей по организации игровой деятельности дома, так же проводим беседы с родителями (оказываем своевременную помощь по тому или иному вопросу). Мы должны совместно с родителями научить детей играть.
Обучение детей и взрослых игровым навыкам во взаимоотношениях:
Ребёнок - родитель
Ребёнок - ребёнок
Родитель - родитель
Педагог – родитель
Ребёнок – педагог.
Участие родителей в проектной деятельности.
Мы создали с помощью родителей мини-музей «Игрушки-забавы». Использование игрушек-забав в раннем возрасте имеет большое воспитательное и развивающее значение.
Цели нашей проектной деятельности – это развивать игровые, познавательные, речевые способности.
Наши дети в процессе реализации проекта:
- овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном значении игрушек;
- проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- пополняется словарный запас и возрастает речевая активность детей.
У родителей проявляется интерес к жизни группы. Они используют полученные знания в игровой деятельности дома.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и компетентный родитель получает полную возможность влиять должным образом на формирование своего ребенка.
Автор: Патронова Светлана Викторовна