Цель: сформировать у ребенка умение соотносить его первичные представления о свойствах окружающих предметов с определенными словами в речи взрослых.
Задачи:
выработка у ребенка устойчивости навыков наблюдения за движущимся предметом (прослеживание взором за движением мяча по прямой траектории различной длины);
Цель: научить ребенка соотносить звук инструмента (игрушечного молотка) с его звукоподражательным обозначением.
Задачи:
воспитание слухового внимания;
Цель: практически усвоить в игре ритуал приветствия и прощания с «гостями».
Задачи:
научить каждого ребенка здороваться «за руку» с игрушкой;
закрепить умение использовать при прощании жест «пока-пока»;
Цель: научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных ему местах, уточнить понимание простых речевых инструкций, обращенных к ребенку.
Задачи:
развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, ориентируясь — сначала на показ места, (куда надо прятать), и предмета (который прячут), и их называние, — а затем только на вопрос («Где ...? Куда ...?»);
Цель: научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных ему местах, уточнить понимание простых речевых инструкций, обращенных к ребенку.
Задачи:
развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, ориентируясь — сначала на показ места, (куда надо прятать), и предмета (который прячут), и их называние, — а затем только на вопрос («Где ...? Куда ...?»);
Цель: обучить ребенка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции. Задачи:
умение выполнять действие по показу (указательный жест взрослого, направленный на отверстие, куда надо опустить мячик) и словесной инструкции;
Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи.
Задачи:
воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых навыков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взглядом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;
Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами.
Задачи:
познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой;
Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве.
Задачи:
развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов;
Цель: научить ребенка использовать в игре жесты вместе со словами, обозначающие местоположение (туда, сюда, тут, вот) и оценку действий (так, не так).
Задачи:
подражание жестам взрослых, регламентирующих действия других людей;
Цель: научить ребенка использовать в игре данное слово-звукоподражание в сочетании с направленным движением рукой. Задачи:
Цель: научить ребенка соотносить звук игрушечного инструмента (ножниц) с их традиционным «обозначением» в русской разговорной речи.
Задачи:
развитие моторной ловкости, координации, тонких движений;
Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи.
Задачи:
закрепить умение соотносить конкретный предмет с его названием и изображением;
Цель: обучить детей длительному направленному выдоху.
Задачи:
тренировать на физиологическом выдохе умение кратко и длительно выдыхать воздух;
научить детей «играть» с огоньком свечи;
Цель: научить детей выдыхать сильно и длительно, так, чтобы можно было добиться длительного свиста.
Задачи:
активизация непроизвольных движений артикуляционного аппарата при форсированном дутье;
Цель: научить ребенка соотносить звук музыкального инструмента (дудочки) с самим предметом и его названием.
Задачи:
воспитание слухового внимания;
ознакомление с новым предметом и способами занятий с ним (дуть в трубочку);
Цель: стимулировать называние игрушек и действий с ними в игровой ситуации.
Задачи:
соотнесение названия предметов с реальными предметами разной формы;
Цель: научить детей соотносить звук музыкального инструмента (барабана) с самим предметом и его названием.
Задачи:
воспитание слухового внимания;
ознакомление с новым предметом и способами занятий с ним (бить в барабан);
Цель: определить уровень слухового внимания к неречевым сигналам и возможность их дифференциации на слух каждым ребенком.
Задачи:
уметь определять музыкальный инструмент по его звучанию;
Цель: выполнять речевую инструкцию в одно действие, не подкрепленное жестом или другими вспомогательными средствами. Задачи:
развитие речеслуховой памяти детей, зрительного и слухового внимания при проведении игр со знакомыми предметами;
Цель: сформировать у детей точное соотнесение действия «купать» — «мыть» — «поливать» с помещением, где оно обычно происходит (ванная комната), и необходимым оборудованием (кран, тазик, ванная, черпачок).
Оборудование: тазик, черпачок или крышечка от пластмассовой мыльницы, тазик, фигурка из мыла (зайчик).
Цель: познакомить детей с названиями некоторых овощей и фруктов и словами, определяющими их вкусовые качества.
Задачи:
продемонстрировать детям способ сообщать о своем «согласии — несогласии» с помощью утвердительных и отрицательных жестов;
Цель: сформировать произвольный ротовой выдох.
Задачи:
познакомить ребенка с новым занятием — выдуванием мыльных пузырей;
продемонстрировать на практике важные признаки и качественные характеристики мыльных пузырей: яркие, переливающиеся всеми цветами, лопающиеся, летающие и т.д.;
Цель: побуждать детей к совместному дутью на легкие предметы.
Задачи:
закрепить освоенные детьми способы дутья (в свисток и дудочку, губами «в трубочку»);
Цель: закрепить представления детей о том, что разные предметы могут иметь одно и то же название.
Задачи:
проверить умение детей находить нужный предмет в знакомом помещении, руководствуясь только словесной информацией о его нахождении в пространстве;
Цель: сформировать у детей умение выполнять два последовательных действия, объединенных одной общей целью, только по речевой инструкции.
Задачи:
расширить пассивный словарный запас детей при освоении ими знакомых действий, которые обычно выполнялись взрослыми по отношению к детям;
Цель: научить детей выполнять речевую инструкцию в два действия, не связанных жестко между собой по смыслу.
Задачи:
закрепить первичные (бытовые) представления детей о различиях между птицами и животными;
Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одежды, обувь, другие личные вещи людей.
Задачи:
закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т.п.);
Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).
Задачи:
закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественной характеристике огня, снега, воды;
Цель: активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (круглый, сладкий, вкусный).
Задачи:
научить детей по словесной инструкции соотносить цвета предметов между собой для решения практических задач;