Речевое развитие — особая страница в периоде дошкольного детства. Оно не только отражает степень овладения ребёнком всеми сторонами речи, но и показывает, какого уровня умственного развития достиг дошкольник.
Умение рассказывать (монолог) является важным показателем развития устной речи. Монолог характеризуется умением продумывать своё высказывание и разворачивать его в определённой последовательности, сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего, полно, чётко и развёрнуто строить высказывание.
Формирование монологической речи зависит от созревания различных отделов головного мозга, уровня развития познавательных (психических) процессов, развития внутренней речи. Поэтому становление полноценной монологической речи — процесс трудный и довольно медленный, его совершенствование продолжается и в школьные годы. Однако дошкольный возраст имеет особое значение для развития монологической речи. Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент мастерства рассказчика, который при последующем развитии перерастает в умение грамотно писать сочинения (в школе), быть интересным собеседником и убедительным оратором (во взрослой жизни). Но сама по себе правильная монологическая речь не появляется в развитии ребёнка. Для формирования монолога требуется помощь, поддержка взрослого и целенаправленное обучение.
Какие навыки помогают ребёнку строить связные высказывания? Ребёнок учится:
- выделять (определять) и словесно обозначать главную тему рассказа, т. е. понимать, какова его цель, как его можно назвать;
- определять логику высказывания, т. е. чётко, последовательно выдерживать структуру повествования, использовать зачин, основную часть, концовку;
- понимать причинно-следственные и временные связи событий, лежащих в основе рассказа.
Монологическая речь развивается на основе диалога. Именно поэтому многие свои высказывания ребёнок сопровождает вопросами, обращениями к слушателю. Таким образом, он ищет поддержки у слушателя, утверждается в своих позициях. Обучение монологу становится наиболее эффективным при диалогическом взаимодействии слушателя и рассказчика.
Особое значение при обучении монологу отводится наглядности. Детям старшего дошкольного возраста она помогает лучше осмыслить и понять учебное содержание заданий, выполнить которые предлагается с помощью высказываний монологического характера.
Предлагаемый материал поможет ребёнку научиться:
- определять смысловую (логическую) последовательность сюжета;
- строить связные высказывания с опорой на картинки;
- использовать богатое воображение;
- взаимодействовать со взрослым и сверстником.
5 ЛЕТ
Сюжеты 1-3. Рассказ по одной картинке
6 ЛЕТ
Сюжет 1. Почему рассмеялся медведь?
Сюжет 3. Полетит или не полетит муравей?
Сюжет 4. Почему не получился сюрприз?
Сюжет 5. Что случилось с рыбками?
Сюжет 6. Кто чем украшаем ёлку?
РАССКАЖИ СКАЗКУ
Пересказ сказки "Три медведя" с основой на картинки
Пересказ сказки "По щучьему велению" с основой на картинки
Пересказ сказки "Бременские музыканты" с основой на картинки
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/