logo

МАЛЫШИ НА ПРИРОДЕ

 

На протяжении многих и многих столетий  сказки и занимательные истории  люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действовавших там героев хорошее от плохого. И не беда, что одна и та же сказка повторялась множество раз, она не теряла от этого своей от прелести.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и силь­ными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рас­судку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные ис­тории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами — с миром взрослых.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивитель­ными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребен­ку силы и формируют его личность, а также стимулиру­ют детскую фантазию, склонную к образному мышле­нию.
Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем уз­нает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действитель­ность.
В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).
О положительном влиянии искусства на раз­витие ребенка с проблемами указывал Л.С.Вы­готский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических фун­кций, так и в активизации творческих проявле­ний детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.

В работе с дошкольниками используются элементы АРТ-терапии, когда ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает продолжение или обсуждает с товарищами поведение героев.
Ребенок с проблемами, действуя в этом уди­вительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоцио­нального отвержения, чувства одиночества, стра­хов и тревожности или от конфликтных межлич­ностных и внутрисемейных отношений.

Цел и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми:

поднятие самооценки,
расширение стереотипов,
освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
развитие навыков работы с изобразительным материалом,
развитие сенсорики,
развитие схемы и образа тела,
развитие моторики,
решение пространственных задач,
развитие речи,
работа со страхом, тревогой, агрессией,
решение проблем поведения,
проявление инициативы и стимуляция выбора.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Работа по программе «Песочная терапия» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и диагноза в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.

Направления работы.

1.     Развитие творческих способностей.

2.     Художественно-эстетическое развитие.

3.     Познавательное развитие.

 

Игры с песком:

– развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

– снимают мышечную напряжённость;

– помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

– развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

– стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

– позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

– преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

– развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

– совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

– способствуют расширению словарного запаса;

– помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

– позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

– способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

– помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Используемые  материалы:

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Издавна считалось, что литературные способности — особый дар. Отсюда и термин «одаренный», «одаренность». Великие русские писатели и критики, наблюдая за процессом творчества, анализируя его и обдумывая вопрос о сущности литературных способностей, литературного таланта, высказали ряд ценных мыслей.
По мнению многих писателей, для развития литературных способностей большое значение имеют некоторые природные предрасположения человека, которые, прежде всего, сказываются в яркости восприятия действительности и повышенной впечатлительности. Эти психологические особенности, по мнению Д. И. Писарева, «кроются в строении нервов», т. е., как мы теперь скажем, зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. С особенностями высшей нервной деятельности связана и впечатлительность, повышенная эмоциональность, имеющая важное значение для литературных способностей. Л.Н. Толстой указывал, что благодаря эмоциональности автор передает свои мысли и чувства с особой искренностью и силой, которые, по выражению великого писателя, как бы «заражают» читателя, увеличивают силу воздействия художественного произведения.
Яркость восприятия и эмоциональность влияют на особенности памяти. Чем ярче и эмоциональнее восприятие, тем более образной и эмоционально-окрашенной является память. Таким образом, литературные способности зависят от восприятия, памяти, эмоциональности. В основе этих психических свойств лежат особенности высшей нервной деятельности человека, т.е. природные особенности. Однако в процессе жизни, обучения и воспитания психические свойства развиваются, совершенствуются.
От развития восприятия и памяти зависит развитие таких важнейших психических процессов, как мышление и воображение. Яркое восприятие действительности, повышенная эмоциональность и образная память способствуют развитию образного мышления и творческого воображения, силой которых и создаются художественные образы.
Литература — это искусство слова. При помощи слов, языка, как основного орудия общения, писатели рисуют образы, картины действительности, передают свои мысли и чувства. Ясный, точный, экономный и вместе с тем образный язык — признак литературных способностей. Овладение языком связано с развитием мышления, в частности с такими его операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизации. Образная выразительность языка была бы невозможна без работы мышления.

«К чему сводится работа литератора? — указывает А.М.Горький. — Он воображает — укладывает, замыкает в образы, картины, характеры — свои наблюдения, впечатления, мысли, свой житейский опыт». Эти образы, картины, характер должны быть нарисованы словами, причем нарисованы так, чтобы читатель увидел все это мысленно и имел возможность «вообразить», дополнить эти образы и картины, основываясь на своем личном опыте, запасе жизненных впечатлений и знаний. «От слияния, совпадения опыта литератора с опытом читателя,— говорит А. М. Горький,— получается художественная правда — та особенная убедительность словесного искусства, которой и объясняется сила влиянии литературы на людей».
Литературные способности развиваются в процессе всей жизни и деятельности человека; все выдающиеся писатели в течение своей жизни много трудились, чтобы совершенствоваться, овладевать литературным мастерством, развивать свой талант. Литературные способности являются совокупностью многих компонентов, в основе которых лежат психические свойства, присущие каждому человеку (восприятие, память, эмоциональность, мышление, воображение).
Главными компонентами литературных способностей являются: поэтическое видение (или поэтическое восприятие действительности), наблюдательность, эмоциональная впечатлительность, образная память, образное мышление, творческое воображение, точность и выразительность языка. Эти компоненты способностей можно обнаружить у многих школьников, которые успешно занимаются литературным творчеством.
Литературные способности надо развивать у всех детей, независимо от того, какую профессию в будущем они изберут. Пусть они не станут писателями, но обязательно будут хорошими читателями, культурными, эстетически отзывчивыми людьми, ценителями прекрасного в жизни, литературе, искусстве. Жизнь их будет более интересной, богатой, содержательной и, следовательно, более счастливой.
Отдельные компоненты литературных способностей проявляются у многих детей очень рано, иногда раньше, чем они овладевают письменной речью, т. е. еще до обучения в школе. Но бывает и наоборот, когда школьники даже V—VI классов плохо пишут сочинения, речь их бедна, невыразительна. В большинстве случаев причиной этого является то, что с детьми еще до школы мало занимались, не развивали их, не уделяли внимания их речи. Поступив в школу, эти дети сразу оказываются в числе слабоуспевающих. А между тем среди этих учеников многие от природы обладают ярким восприятием, впечатлительны, наблюдательны, сообразительны, и их устная и письменная речь быстро развивается, становится логически правильной и выразительной даже при минимальной работе по развитию их способностей.
Необходимо подчеркнуть, что хотя природные предпосылки и играют важную роль в развитии литературных способностей, но еще большее значение имеют обстоятельства, условия их развития. Любые задатки могут заглохнуть, если для их развития не окажется благоприятных условий. И, наоборот, даже в том случае, если ребенок не выделяется особыми задатками, его способности можно в известной мере развить.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия и развитие литературных способностей – это не просто направления, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. На занятиях черпаются представления о справедливости и несправедливости.

Цель программы «Сказочники»:

Развитие литературных способностей дошкольников, психически-познавательных процессов, а также развитие ораторского искусства.

Условия реализации программы: программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет (умеющих читать), на 1 год обучения: 72 часа в год, 2 раза в неделю, занятия продолжительностью 30 минут.  Занятие проводится в групповой форме по 30 минут в кабинете педагога-психолога. Численный состав группы 5-10 человек, формируется из детей разного возраста на добровольной основе.

Конечный результат:

Младший школьник умеет видеть красоту мира. Любит и умеет читать. Знает жанры литературы, их структуру. Умеет «сотворить» произведение различных жанров. Появляется потребность в творческой реализации своего таланта. Умеет видеть и поддерживать добро и красоту. Стремится проявлять сочувствие, сопереживание. Ощущает стремление реализации собственного таланта.

Девиз занятий: «Узнай, пойми, сотвори!»

 

 

 

Содержание занятий

 

Занятие №1

Психолог показывает «волшебный мешочек», в котором лежат маленькие листочки бумаги. Каждый ребенок вытягивает из него по одной бумажке с написанным на ней словом. Когда все дети возьмут бумажки и прочтут их, психолог предлагает детям сочинить сказку, используя вытянутые слова из «волшебного мешочка». Составляя сказку, дети рисуют на большом листе формата А3 свои идеи, озвучивают их и обсуждают. Название сказки придумывается путем жеребьевки. Каждый участник записывает сам или с помощью психолога название сказки на бумажке, а затем бросает в «волшебный мешочек». С помощью считалки выбирается водящий, который вытягивает  из мешочка наугад бумажку с названием сказки. После того, как сказка будет готова, психолог дает задание детям в течение минуты, выделить главный, основной сюжет сказки и перенести его на песочную анимацию. Дети выполняют задание психолога. Все это время психолог фиксирует на видео все действия детей.

 

 

Занятие №2

Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на первом занятии, какую сказку они сочинили, как она называлась, что рисовали, какую песочную анимацию создавали. Дети выступают по очереди, каждого выступающего слушают внимательно, не перебивая и не подсказывая. По окончании всех выступлений, психолог подводит итоги и отмечает, что было рассказано правильно и что каждому удалось хорошо воспроизвести.

Затем психолог зачитывает детям сказку. Дети внимательно слушают. После прочтения сказки, психолог предлагает детям пересказать услышанную сказку. После того, как дети перескажут сказку, психолог достает «волшебный мешочек», в котором находятся имена детей. Вместе с детьми психолог произносит волшебное заклинание:

«Просто, быстро и легко,

Покажи мешок нам имя!»

Психолог достает бумажку с именем ребенка, который будет воспроизводить сюжет сказки на песочную анимацию. Этот ребенок может взять себе в помощники двух детей.

Сказка для дошкольников: «Котенок Максик»

Терапевтический эффект – психологическая подготовка дошкольнику к школе..

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста: «О котике, который шел первый класс»

Жил-был в мире котенок Максик. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васька или Рыжик, но нашего котенка звали именно Максик. И был он обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все дети, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, почему звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решил Максик уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Долго ли, коротко ли бродил котенок полями, лесами, и дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабушка – то ли Яга, то ли Яга. Но это и не очень важно. Важно то, что она его не съела, а указала ему дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что ему рассказала.

– Начало этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее возложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знания можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и ледяные горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но среди них три главные, самые крутые.

Первая гора «Трудность». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно – будь смелее и старайся сильнее», шепотом ее говори и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.

Она называется «Скучно». И вроде легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи скорее, чтобы со скукой справиться быстрее».

И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горы. Очень трудно по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде все получается, но ошибки на пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами выбираются.

И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозит зайти за тучи. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Заслужил ты за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Когда ошибка случится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-отличником.

Поблагодарил Котенок хорошую бабушку и уверенно пошел к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь его ждет долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, и всем детям, которых встретит на пути. И будут тогда его называть не котенком, а Котом, который много знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Вопросы для обсуждения после прочтения сказки:

Зачем котенку понадобилось Знание?

Перечислите горы, о которых рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них?

Тебе приходилось с ними встречаться?

Перечислите все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни?

Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком?

Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему.

 

 

Занятие №3

Психолог предлагает детям позвать сказку. Дети придумывают и произносят ласковые слова для сказки. Например, психолог спрашивает: «Какую мы сказку позовем?». Дети отвечают: «Ласковую, увлекательную, веселую, грустную, чуть-чуть страшную, справедливую и т.д.»

Затем психолог достает «волшебного мишку», который держит в лапах конверт с названием сказки, которую дети будут переделывать.

Психолог достает из конверта бумажку с названием сказки «Репка» и предлагает рассказать всем известную сказку с позиции репки, внучки, Жучки, бабки, деда, мышки или кошки. Дети выбирают себе персонажей и начинают свои рассказы.

После того, как все дети расскажут свои сказки, психолог предлагает детям оценить рассказ каждого ребенка и выбрать лучшего рассказчика. Лучший рассказчик изображает на песочной анимации основной сюжет сказки. Если ребенок в чем-то затрудняется, то ему помогают остальные ребята.

 

 

Занятие №4

Психолог предлагает детям вспомнить свои любимые сказки: «Ребята, вспомните, какие сказки Вам читали Ваши родители, когда Вы были совсем маленькие. Какой персонаж сказки Вам нравился? А какой Вы считали нехорошим, плохим, злым?». Психолог дает задание каждому ребенку нарисовать любимого и нелюбимого персонажа сказки, либо записать его имя (если дети умеют писать).

Дети придумывают сказку про дружбу. Психолог говорит: «Ребята, придумайте сказку с вашими двумя персонажами (добрым и злым) так, чтобы они подружились в сказке». Каждый ребенок по очереди «сочиняет» на песочной анимации свою «дружную» сказку. Все друг друга оценивают отзывами – психолог задает ребятам вопросы, а дети отвечают на них, тем самым показывая свой интерес и внимательность друг к другу. Вопросы: «Кто в этой сказке любимый персонаж, а кто нелюбимый? Как оба персонажа подружились? Что бы ты переделал в этой сказке?»

 

 

Занятие №5

Отгадывание сюжета или персонажа сказки. Психолог предлагает из любой сказки, которую дети предлагают сами, выбрать какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. С помощью «волшебного мешочка» выбирается ребенок, который загадывает сказочный персонаж или предмет. Например, хвостик ослика Иа из сказки «Винни-Пух и все, все, все…» ребенок загадывает так: «Я сначала вишу, а потом прячусь». Дети задают вопросы для того, чтобы угадать этот предмет. Тот, кто больше всех отгадает персонажи и предметы, получает право сочинить сказку с одним из загаданных персонажей и изобразить ее, по желанию ребенка, на песочной анимации или на листе А3 с помощью красок, фломастеров, карандашей и цветной бумаги.

 

 

Занятие №6

Психолог предлагает детям послушать сказку.

Терапевтический эффект – приучить детей к порядку.

Сказка  «Унесенные водой»

В одном маленьком домике посреди леса вместе с родителями жил гномик Сережа. Послушный мальчик, добрый, и, главное, -любил познавать все новое. Если подумать, то возможно, и ты такой же?

И все же был у него недостаток, пожалуй, как у всех нас, – не любил убирать на места свои вещи. Где раздевался, там и снимал штаны, рубашку или носки. В его комнате весь пол был застелен разбросанными вещами. Иногда мама сама складывала вещи в шкаф, а иногда напоминала Сергею убирать, и это только злило их обоих. Мама не знала, как приучить сына к порядку, молчала и думала.

Но однажды случилось происшествие, после которого Сергей никогда не забывал раскладывать вещи по местам.

Было теплое лето. Утром Сережа проснулся и увидел, что весь пол мокрый, а вещей нет. Мальчик побежал к маме:

Мама, где мои вещи?

О, ты проснулся, сынок?! И у меня плохие новости. Как ты уже заметил, весь пол мокрый, – сказала мама.

Да, я заметил… А где же мои вещи? Что мне надеть?

Так, именно здесь и возникла проблема. Ночью, пока мы спали, прорвало трубопровод, и вода затопила весь пол нашего дома. Но это оказалось не так страшно по сравнению с тем, что крысы прогрызли огромную дыру в полу, и именно через нее вытекла вся вода с вещами, которые были на полу, – сообщила мама.

Но все мои вещи как раз и были разбросаны на полу! – воскликнул Сережа.

Да, и теперь у тебя нет вещей, – грустно сказала мама.

Погоди, мама, но я не понимаю, куда делись мои вещи? – снова спросил Сергей.

Их унесла за собой вода через дыру в полу, которую прогрызли крысы, то есть вещи вытекли вместе с водой в отверстие в полу. А вот куда именно, надо выяснить.

Мама, но у меня, кроме последней пары носков, которые лежат в шкафу, нет никакой одежды, – грустно сказал гномик.

– А чтобы пойти искать вещи, нужно хоть что-то на себя надеть: штанишки или шорты, рубашку. А где я их возьму? – заплакал Сережа.

Да, ситуация не из лучших, и безвыходных ситуаций не бывает. Например, пока мы будем искать твои вещи, ты можешь одеть папины брюки и рубашку, – сказала мама.

-Точно! – обрадовался мальчик.

Надев папину одежду парень повеселел, потому что теперь он имел на себе хоть какую-то одежду, а заодно и загрустил – папины вещи были велики. Но ничего не поделаешь, парень сам был виноват в том, что так небрежно относился к своим вещам.

Собрались они с мамой, взяли бинокль, чтобы смотреть далеко, и пошли по мокрому следу, который оставила вода. Ой, как было неудобно Сергею, он постоянно спотыкался за широкие штаны. И, наконец, упал. Намучился в больших папиных вещах и очень скучал по своим.

Мокрая тропа довела маму с сыном к ручейку, который бежал так быстро, что пришлось и им бежать тоже.

Мама, мама, я вижу в бинокль свои вещи, они зацепились за ветку, как раз перед большой и бурной рекой, – сказал гномик, – побежали быстрее, может, успеем их схватить.

Побежали скорее! – поддержала мама сына.

Бежали они так быстро, как только могли, и успели в последний момент схватить хоть какие-то вещи, потому что ветвь, за которую зацепилась одежда, треснула, и река понесла вещи по течению. Спасли много вещей, но с некоторыми все же пришлось расстаться. Грустил Сережа по своим джинсовыми шортам, по футболке с любимым героем.

Со временем родители купили сыну новую одежду. Теперь Сергей не медлил – сразу складывал вещи в шкаф, потому что помнил, какое приключение с ним произошло.

После прочтения сказки, психолог задает детям вопросы: «Чему учит эта сказка?», «А вы складываете свои вещи в шкаф?», «А кто знает другую какую-нибудь сказку про порядок?»

«А теперь, я предлагаю вам, ребята, изобразить на песочной терапии сказку «Унесенные водой».

Первый ребенок рассказывает начало сказки и изображает ее на песочной анимации, второй ребенок рассказывает середину сказки и то же самое проделывает, что и первый ребенок, конец сказки рассказывает третий ребенок. Остальные дети следят внимательно за рассказчиками и поправляют или дополняют их повествование.

 

 

Занятие №7

Психолог достает «волшебный мешочек», каждый ребенок достает бумажки с темой сказки. Темы: «дружба», «ссора», «школьный день», «любимое животное», «безопасность на улице».

Выбрав тему, ребенок никому не говорит о ней и сочиняет сказку, а затем зарисовывает ее на листе бумаги А4, добавляя слова, которые умеет писать. По окончании выполнения задания, ребенок передает свой рисунок другому ребенку и предлагает угадать тему сказки. После того, как все дети выполнили задание, психолог предлагает детям изобразить сказку на тему «Безопасность на улице» на песочной анимации под чтение текста сказки психолога.

 

 

Занятие №8

Игра «Цветик-семицветик». Цель игры – осознание и групповое осмысление ценностей, интересов, потребностей детей, создание сказочного настроя. Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью лепестками. Предлагается написать или нарисовать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшебной. Затем ведущий собирает  ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие желания. Возможно просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, либо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя. Затем психолог предлагает детям сочинить сказку с включением в нее известных сказочных персонажей, которые будут исполнять желания из лепестков ромашек в сказке. Дети по очереди сочиняют сказку и показывают ее на песочной анимации.

 

 

Занятие №9

Игра «Сказочные предметы». Психолог предлагает детям вытащить из «волшебного мешочка» листочки с названиями сказочных предметов: «ковер-самолет», «шапка-невидимка», «перо Жар-птицы», «цветик-семицветик», «волшебный горшочек», «волшебный клубок», «волшебное колечко», «волшебная палочка», «скатерть-самобранка».

Психолог предлагает сочинить сказку, включив в нее сказочные предметы. Право начать сказку дается с помощью жеребьевки: психолог вытаскивает из «волшебного мешочка» листок с именем ребенка, который начинает сказку на песочной анимации, используя при этом сказочный предмет, который он ранее вытащил из «волшебного мешочка». Затем каждый из детей по очереди, продолжает сочинять сказку с применением своих сказочных предметов.

 

 

Занятие №10

«Завершающая сказка». Психолог подводит итог всех занятий с детьми, задает вопросы: «Что мы  делали на прошлых занятиях?», «Чему мы научились?», «Что было интересного на занятиях?», «Какие сказки мы  узнали за все это время?». Психолог предлагает детям на листах бумаги А3 придумать, нарисовать или написать и вырезать ножницами сказочные предметы, сказочные персонажи и  сказочные декорации для сказки. Когда дети приготовят все, они начинают сочинять сказку на песочной анимации с применением приготовленных материалов. Название придумывают путем написания на листочках, которые кидают в «волшебный мешочек». Психолог достает листочек из «волшебного мешочка». По окончании занятия «волшебный мишка» дарит юным сказочникам в качестве подарков книжки со сказками. Дети прощаются со сказкой и делают прощальное селфи.

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

ПОИСК

Одноклассники

 
 

ГОЛОВОЛОМКИ И ЗАГАДКИ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.