Пробуждение
Итак, с добрым утром! Наша книга, как и новый день Вашего малыша, начинается с того момента, как ребенок открыл глазки. Впереди столько всего нового и интересного. Ко всем событиям грядущего дня надо хорошенько подготовиться.
Первое, что должен видеть малыш, улыбающееся родное лицо. Ваша улыбка подтвердит ему, что все хорошо. Дети первых лет жизни очень тонко чувствуют эмоции окружающих. Будьте повнимательнее к себе, следите за своей мимикой, за внутренним состоянием. Ваши волнение, беспокойство, страх, неуверенность ребенок впитает как губка. Вы для него – барометр окружающего мира. Все Ваши переживания отразятся на этом маленьком человечке. Берегите его нервную систему.
Конечно, Вы не сидите у его кроватки, и не ждете, когда он проснется. В идеале ребенок должен жить по режиму, но, увы – человеческий организм не всегда работает как часы. В стройную схему запланированного дня всегда вмешиваются какие-то неожиданности.
Запомните, в любом случае, когда бы ребенок ни проснулся, он должен ощутить Ваше присутствие, защиту и, конечно же, увидеть улыбку.
Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную форму познания мира. Короткие несложные стихи можно сделать частью утреннего ритуала. Малыш привыкнет к ним и скоро сам начнет повторять вместе с Вами, программируя себя на хорошее настроение. Здесь мы приводим несколько вариантов. Посмотрите, какое из стихотворений больше понравится малышу, и начинайте новый день!
Гигиенические процедуры
Горшок
Одной из самых сложных проблем для родителей является процесс приучения малыша к горшку. Здесь мнения специалистов расходятся. Кто-то считает, что малыша надо присаживать на горшок, как только он научится сидеть, но, при этом, не сажать, а держать навесу. Противники этого метода говорят о том, что ребенок таким образом не учится отправлять естественные потребности, а лишь реагирует на звуковую команду. Многие родители в наше время предпочитают пользоваться памперсами и ждать, пока ребенок психологически «дозреет» до желания самому сесть на горшок. В любом случае, проведение некоторой подготовки к процессу не помешает.
Есть несколько немаловажных моментов, которые Вам необходимо учесть. Когда Вы впервые будете высаживать малыша, горшок должен быть сухим и теплым. Не давайте игрушек и не держите на горшке дольше 7 минут. Ни в коем случае не заставляйте ребенка. У него должно быть хорошее настроение, и, желательно, пример для подражания. В определенный момент маленький член семьи заинтересуется, а что делают взрослые в туалете? Не препятствуйте ему. Кроме того, важно знать примерное время, когда он обычно делает свои "большие и маленькие дела", и стараться высадить его именно перед этим. Если получится - обязательно похвалите.
Одним из важнейших признаков психологической зрелости малыша является его способность оставаться сухим не менее 2 часов, и не писаться во время дневного сна. Однажды малыш обязательно даст Вам понять, что ему мокро и неуютно, а может быть, даже сам снимет штанишки. Не скупитесь на похвалы, ведь каждое его маленькое достижение на самом деле является великой победой и шагом во «взрослую жизнь».
Для самых маленьких, если Вы решили приучать малыша к горшку заранее, подойдут короткие забавные стишки. Складная ритмичная речь легко и весело воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции, связанные с началом процесса обучения. Это поможет в дальнейшем обойтись без негативного отношения к этому предмету гигиены.
Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!
***
Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!
Для малышей постарше подойдут «поучительно-побудительные» сказки. Эти сказки можно рассказывать как сидящему на горшке ребенку, так и не желающему на него садиться. Выберите лишь подходящую сказку и замените имя малыша. Приятного обучения!
Умывание.
С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических требований. Проснувшийся малыш, которого несут в ванную комнату, чтобы умыть личико, позже, когда немного подрастет, уже сам побежит умываться и чистить зубки. Самые несложные действия позвольте ему совершить самостоятельно, хвалите за каждое, самое незначительное достижение, и тогда утренний визит в ванную будет вызывать у него только положительные эмоции. Не забудьте объяснить ему, зачем нужны эти ежедневные процедуры.
Если же у Вас возникли проблемы с утренним умыванием, то, надеемся, наши стихи и сказки помогут Вам преодолеть сопротивление маленького неряхи.
Для самых маленьких.
Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!
Для малышей постарше.
Под утренним небом
Стояла ромашка.
- Умыться мне где бы?
Страдала бедняжка.
А рядом порхал
Голубой мотылек.
Он плач услыхал
И ромашке помог.
Высокую рядом
Нашел он травинку,
Согнул: с нее градом
Скатились росинки.
Росинка упали
На нежный цветочек,
Они умывали
Листок, лепесточек,
И в золотистой
Ее серединке,
Стало так чисто!
Спасибо, росинки!
Чистим зубки
Особое внимание следует уделять обучению малыша навыкам чистки зубов. Ухаживать за первыми зубками следует с того момента, как в ротике ребенка появится первый белоснежный красавец. Первые зубки Вы можете чистить при помощи специальной силиконовой щеточки, которая одевается на палец. В 1-1,5 года можно уже начинать приучать малыша к самостоятельной чистке зубов. Он должен привыкнуть к тому, что зубки необходимо чистить 2 раза в день: утром и вечером. Сначала он воспримет это, как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом. Ваша задача: сформировать привычку и объяснить необходимость этой гигиенической процедуры.
Для самых маленьких
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели
Стрижем ногти
Возможно, это и не самый важный раздел нашей книги, но для некоторых родителей эта несложная, но обязательная процедура на долгие годы превращается в кошмар. Если Вы из их числа, то эта короткая глава Вам просто необходима. Малыш не понимает, зачем Вы его мучаете. Почему нужно щелкать всякими страшными ножницами и щипцами, отрезая его ноготки? Давайте превратим это неприятное занятие в веселую игру!
Самое короткое стихотворение (универсальное).
Пальчик, пальчик!
Где ты был?
Милый мальчик,
Где бродил?
Покажи-ка ноготок!
Подстрижем его: цок-цок!
Стриг да стриг, цок да цок!
Аккуратный ноготок!
Стихотворение для малышей постарше.
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Зарядка
Физическое воспитание малышей с самого раннего возраста оказывает огромное влияние на рост и развитие организма, укрепляет здоровье, способствует правильному развитию двигательных функций. Физическое и интеллектуальное развитие тесно связаны между собой.
Для самых маленьких первым шагом к здоровью является массаж и гимнастика. Массаж, как тактильный раздражитель, оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему и играет существенную роль в развитии положительных эмоций и голосовых реакций грудничка.
Гимнастика и массаж назначаются здоровым детям, начиная с полутора месяцев. Поскольку здесь мы говорим об обычном «поглаживающем», а не о специальном массаже по показаниям врача, который должен проводиться специалистом, то он, помимо прочих положительных моментов, еще и является для нас способом общения с малышом.
Приемы массажа и гимнастики обязательно должны соответствовать возрасту ребенка и рекомендациям врача. Чтобы ребенок получал дополнительное удовольствие от процесса, можно сопровождать свои действия короткими стихами. Малыш скоро привыкнет к этому и начнет радостно «гулить», пытаясь воспроизвести Ваши интонации.
Массаж рук и ног – поглаживание.
(говорим тихо, медленно, напевно, улыбаясь и подстраиваясь под выполняемые действия).
Ручки-рученьки,
Да у деточки,
Потягушеньки,
Словно веточки,
Тянем к матушке,
Потянушечки,
И ладошечки,
И подушечки.
Раскрасивые
Мои плечики,
Шаловливые,
Как кузнечики.
Потянушечки-
Локотулечки,
Потягушечки
У лапулечки.
Ножки-ноженьки,
Потягушечки,
По дороженьке
Побегушечки,
Ножки сладеньки,
Да ножулечки,
Ножки маленьки,
Крохотулечки.
Да колешечки-
Сладки ямочки,
Да малешечки
Любит мамочка!
Массаж стоп – растирание.
Пяточки-топтаточки,
Шекотки-щекотаточки,
Розовы, да гладеньки,
Как конфетки сладеньки.
Маленькие стопочки,
Стопочки-топ-топочки,
До чего прекрасны.
Шелковы-атласны.
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики-горошинки,
До чего ж пригоженьки.
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!
Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.
Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике
Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
Считалочка для подросших малышей
Комплекс упражнений:
Ходьба на месте.
Ходьба по ограниченной поверхности (желательно использовать доску, если по каким-либо причинам это невозможно, ограничьте «тропинку» игрушками, кубиками и другими подручными материалами, ширина «тропинки» 30-35см.)
Приседания
Прыжки на месте.
Ходьба
Зарядка в лесу
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку:
Ставим ножки аккуратно
И идем туда - обратно!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
В прятки с зайкой поиграем,
Под кустом поприседаем.
Ручки, солнышко, давай,
И как зайка приседай!
Сели – спрятались! Ку-ку!
Встали – снова наверху!
Сели-встали, сели-встали,
Вот как в прятки мы играли!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Попрощаемся с друзьями
И домой вернемся к маме.
Раз-два, три-четыре,
Мы опять в своей квартире!
Еда
Питание малыша – это один из самых важных моментов. Как только Вы начинаете давать ребенку первый прикорм, возникают и первые проблемы: малыш плачет, отталкивает ложку и категорически отказывается есть такие полезные и вкусные овощи. Конечно, если Ваш карапуз с аппетитом уплетает все, что лежит на его тарелочке, то Вам этот раздел нашей книги не нужен. А если Вы ломаете голову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему сообща.
Конечно, бывают случаи, когда у малыша действительно плохой аппетит. В этом случае можно воспользоваться старинным русским рецептом. Как только ребенок утром проснулся, дайте ему тертое яблочко, лучше без кожуры, а завтраком покормите через 30-40 минут. Съеденные перед едой яблоки способствуют лучшему выделению желудочного сока, а после еды увеличивают выделение желчи, необходимой для переваривания пищи.
Сходным действием обладают клюква и брусника. Их можно давать в любом виде - свежими или в виде сока. Кроме того, помните, что дети любят, когда еда выглядит красиво. Старайтесь разнообразить ежедневное меню и выбирайте контрастные цвета пищи при сервировке.
И, конечно же, можно и нужно стимулировать кроху стихами и сказками. Еда должна вызывать интерес и желание ассоциировать себя с героями.
Для самых маленьких
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Слово «кашку» в зависимости от меню малыша можно заменить на «йогурт», «супчик», «мяско», «творог» и т.д.
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
Отучаемся от соски
Отучение от соски – это очень важный и трудоемкий процесс. Неправильное решение поставленной задачи может самым плачевным образом сказаться на результате. Сосание стимулирует выработку гормонов, тормозящих активность нервной системы. На протяжении многих месяцев соска помогала Вашему малышу успокоиться, расслабиться, заснуть. Она стала для него другом, помогающим пережить ежевечернее расставание с родителями. Очень важно понимать, что этот «друг» не должен покинуть ребенка резко. Сосание соски стало для малыша ритуалом, и замещение пустышки должно проходить постепенно. К каким только уловкам ни прибегают мамы, чтобы поссорить ребенка с соской: мажут чем-нибудь невкусным, подпаливают, рассказывают о том, что соску съела собака, или говорят, что она обиделась и навсегда ушла к другому малышу. Все эти методы ошибочны и могут привести к самым неожиданным психологическим последствиям.
Самое тяжелое – отход ребенка ко сну. Если днем его можно отвлечь чем-то интересным, то заснуть без привычной пустышки он не сможет. Самый правильный, но достаточно долгий способ: заменить соску любимой игрушкой. Один ритуал мы заменяем другим. Но как объяснить малышу – почему мы это делаем? Объяснение должно быть максимально простым и доходчивым. Вот несколько примеров.
Один из самых распространенных способов, к которому часто прибегают современные мамы, отрезать мягкую часть соски, оставив только основание и колечко. Перед тем, как дать малышу «модернизированный вариант», тщательно осмотрите пустышку, проверьте, нет ли острых углов и незакрепленных деталей.
Что случилось? Вот так мило! Мышка соску надкусила! Зайчик чуточку отъел, Еж кусить ее успел! Пожевала ее кошка, И щенок погрыз немножко, Воробьишка клюнул малость. Остальное нам осталось! *** Папа поздно шел с работы, Слышит вдруг, как плачет кто-то. Мимо он пройти не смог. Смотрит – маленький щенок! Папа очень удивился И к щеночку наклонился. Он погладил мокрый носик: Ты чего тут плачешь, песик? Головой щенок качнул И расстроено вздохнул: Соску где-то потерял, Я искал ее, искал! Нет нигде моей подружки. Всхлипнул он, поникли ушки. Без нее он спать не может. Кто теперь ему поможет? Пожалей его, малышку! Подари ему пустышку! Пусть он плакать перестанет И веселым снова станет!
|
Как-то ночью к людям в дом Постучал волшебный гном. Люди гномика пустили. Чаем с плюшкой напоили. Гном попил, поел и встал. На прощанье он сказал: Я поужинал так вкусно, Расставаться с вами грустно. Расскажу я вам секрет: Уже много-много лет Я с детишками дружу, Я к ним ночью прихожу, Сны раскрашиваю краской И рассказываю сказки. Я поведаю вам тайну, Прихожу я не случайно И конечно не ко всем. Мои сказки сняться тем, Кто подарит соску мышке, Кошке, зайке или мишке! Сны увидеть очень просто, Расставайтесь дети с соской! Если соски нет во рту, Обязательно приду!
|
Учимся общаться. Детский сад!
Однажды перед нами, родителями, встает необходимость отдать ребенка в детское дошкольное учреждение. Мы начинаем искать хороший садик, заранее настраиваемся на то, что этот новый этап в жизни ребенка будет тяжелым не только для него, но и для нас. Психологи считают, что самым оптимальным возрастом для успешной адаптации ребенка к детскому саду является период от 2-х до 3-х лет. В этом возрасте дети легче переносят разлуку с мамой и быстрее привыкают к воспитателям.
Когда предварительная подготовка к переходу малыша в «общественную» жизнь заканчивается, встает самый важный вопрос: а как ребенок переживет этот период, как вольется (и вольется ли?) в новый коллектив, не будет ли болеть, не станет ли первый день в детском саду сильнейшим психологическим стрессом для него. Обычная картина: Вы привели малыша в садик, помахали ручкой и собрались уходить… Слезы, рев, крики и глаза любимого человечка, полные ужаса. Мы начинаем изводить себя сомнениями: а так ли уж нужен этот детский сад? Нужен. В детском саду ребенок становится более самостоятельным, учится общаться со сверстниками, жить в коллективе, избавляется от эгоцентризма, привыкает к режиму, развивается намного быстрее. Наша задача – заранее начать готовить свою кроху к этой новой жизни.
В первую очередь необходимо приучить малыша к определенному распорядку дня. У него и так будет слишком много новых впечатлений, не всегда позитивных, поэтому острые моменты нужно свести к минимуму. Его организм должен быть настроен на режим детского садика, чтобы не было проблем с «тихим часом» и питанием.
Самый сложный аспект – психологический. Для того, чтобы Ваш малыш органично вошел в новый коллектив, он должен обладать определенными знаниями и навыками. В этом разделе мы собрали стихи и сказки, которые помогут в максимально доступной форме объяснить ребенку правила общения в коллективе.
Почему нельзя жадничать
Жадный мышонок
Однажды летом под кустом
В тени листвы прохладной
Лежал мечтал о сем, о том
Мышонок очень жадный.
Эх, если б мне по морю плыть
Почти до края мира
И остов чудный бы открыть,
Чтоб был он весь из сыра!
Я съем весь этот остров сам!
Ни крошки, ни кусочка,
Ни дырки сырной не отдам!
Весь остров мой, и точка!
И кто б играть его ни звал,
Не мог он согласиться.
Он всех подряд подозревал
И не хотел делиться!
Вот пчелки начали жужжать:
Пойдем играть в пятнашки!
Мышонок принялся кричать:
Эй, прочь пошли, букашки!
Вы набиваетесь в друзья,
Чтоб сыром угоститься!
Но догадался сразу я
И не хочу делиться!
На кашке бабочка сидит,
Нектаром угощает.
Сердито жадина пищит:
Твои уловки знаю!
Коровка Божья приползла:
Чего один скучаешь?
Мышонок побелел со зла:
И ты про сыр мечтаешь?
Лягушка прыгает вокруг:
Давай сыграем в прятки!
Ты мне, зеленая, не друг!
Скачи-ка без оглядки!
Пока он жадничал, мечтал,
Как съест весь остров вкусный.
Друзей мышонок растерял.
И стало ему грустно!
Зачем мне сыр, подумал он,
С друзьями веселее!
Ведь этот остров – просто сон,
А дружба-то важнее!
За жадность и за злобный нрав,
Мышонок повинился:
Простите все, я был неправ,
Что с Вами не делился!
Не будет с жадиной играть
Никто на целом свете!
Делиться надо, отдавать!
Не жадничайте, дети!
Почему нельзя драться
Драчливый утенок
Жил да был утенок Петя. Вряд ли есть еще на свете Как наш Петя забияка: Где утенок, там и драка!
Все вокруг его боялись И, увидев, разбегались! Никого он не любил: Всех, кого увидит – бил!
Был лишь в милости Барбос. У него огромный нос, Сам он страшный и лохматый, А язык висит лопатой.
Пса наш Петя уважал, А вот слабых обижал! С малышами вечно дрался, Никогда не заступался!
Как-то шел он через сад, Смотрит: парочка цыплят Маленьких, пушистых. - Кыш отсюда быстро!
|
Начал Петя крякать, Снова лезет в драку. Малышата испугались, От задиры разбежались.
Ну, а он не отстает, Сзади мчится и клюет, Разозлился не на шутку! Одного загнал он в будку,
Сам туда же забежал И от страха задрожал: В будке сразу тьма сгустилась, Вокруг Пети заклубилась,
А в углу два желтых глаза. Разрыдался Петя сразу. - Отпустите, пощадите, Пожалейте, не губите!
Я не буду больше драться, Я не буду задираться, Буду слабых защищать! – Начал наш драчун пищать.
Чуть живой стоит утенок, Ну а в будке-то – котенок!
|
Почему нехорошо хвастаться, завидовать и обманывать
Лягушонок-хвастунишка У тенистого пруда, Где под ряскою вода, Как зеленый мячик Лягушонок скачет:
- Я сильнее всех на свете, Если б я медведя встретил, Я б не испугался! Я бы с ним подрался!
А еще я всех умней, И в лесу я всех главней! Прыгаю всех выше: Раз - и я на крыше!
|
На Олимпиаду Мне поехать надо! Расскажу вам, не тая, Пою я лучше соловья!
Под кустом лежал щенок И никак заснуть не мог. Надоело Тишке Слушать хвастунишку.
Хвастаться нехорошо! Он тихонько подошел И сказал сердито: - Гав! Лягушонок, ты неправ!
|
- Караул! – хвастун кричит. - Тут чудовище рычит! Рыжее, зубастое, Хвостатое, ушастое!
Все спасайтесь, все бегите! Помогите! Помогите! Тишка смотрит на него: -Ты, зеленый, про кого?
Про меня? Вот это смех! Ты ж в лесу сильнее всех! Что ж ты испугался И в кусты умчался?
Тишка высунул язык. Лягушонок в воду – прыг! Робко выглянул оттуда: Больше хвастаться не буду!
Про жадность, ложь и зависть На площадке, где качели, Где песочница и горка, На скамеечке сидели Вадик, Настя и Егорка.
- У меня, - сказала Настя, - Есть огромная раскраска, Кукла, бусы, клей и ластик, Ранец, туфельки и краски!
Я умею кувыркаться И цветной букварь читать, Если очень постараться, То могу певицей стать!
- Ну и что? – Егор вступает. - Эка невидаль – певица! Моя мама выступает В телевизоре, в столице!
А я сам летать умею, Крылья спрятаны в руках! Я играл с бумажным змеем В догонялки в облаках!
На друзей в расстройстве глядя, Слушал из последних сил И завидовал им Вадик. Он обидеться решил:
- Вы мне больше не друзья! Дальше можете болтать, Никогда не буду я С вами в салочки играть!
На Егора злится Настя, Надувает губы Вадик. Разгорелись споры-страсти. Как же дружбу им наладить?
Повезло им, что по небу Фея добрая плыла По своим делам волшебным. Вот она их и спасла.
На площадку опустилась И ребятам говорит: - Знаю, знаю, что случилось, Отчего понурый вид!
Настя хвасталась сначала. Мы, конечно, очень рады, Что ты все нам рассказала! Только хвастаться не надо!
|
А Егорка вслед за Настей Начал врать и похваляться: Но не в этом, дети, счастье, Чтобы лучше всех казаться!
Не завидуйте, не лгите И не хвастайтесь, ребятки! Лучше дружбу берегите! А теперь играйте в прятки!
Фея к облаку взлетела, Помахала на прощанье, На детишек посмотрела И сказала: До свиданья!
Почему нельзя брать без спроса Ежик Топал ежик по тропинке, Торопился – спать пора. На его колючей спинке Масса всякого добра.
Целый день по лесу ходит, Все берет без спроса еж. То, что этот еж находит, Ни за что уж не вернешь!
Заяц вкусную капусту Спрятал в ивовых кустах, А вернулся, глядь – там пусто! Плачет зайка: ох, да ах!
Еж шагает по тропинке, Кочешок несет на спинке.
Мышки сыр себе под елью Положили на обед. Лапки вымыли и сели, А под елью сыра нет!
Еж уходит по тропинке И уносит сыр на спинке.
Мишка мед в огромной плошке У берлоги положил. Возвращается он с плошкой – Меда нет. Но он же был!
Еж утопал по тропинке, Мишкин мед унес на спинке.
- Все, терпенья больше нет! Неужели вор у нас? Все собрались на совет, Заседали целый час.
Кто у белки взял орешки? Кто у сойки съел рябину, У лосенка сыроежки, У крота стащил корзину?
Волк сказал: - Какой позор! Среди нас живет воришка! Еж воскликнул: - Я не вор! Интересные делишки,
Ничего я не украл. Звери, сами посудите: Я шел мимо, собирал… Ну, спросить забыл, простите!
Посмотрел он на зайчат, На лису, сову, лося И сказал: - Я виноват! Ведь без спроса брать нельзя!
|
Окружили его звери,
Говорят ежу они:
- Ладно, мы тебе поверим.
Только то, что взял – верни!
Почему нехорошо ябедничать
Люба-ябеда
Во дворе у нас беда.
Появилась ябеда!
Две косички, юбочка:
Это наша Любочка!
Все про всех всегда расскажет:
- Вася сажей кошку мажет!
Я все видела, я знаю,
Достоверно подтверждаю!
Рассердился Вася:
- Я ей шерстку красил!
Люба смотрит за порядком:
Ах, как ябедничать сладко!
- А вот там Дениска едет
На чужом велосипеде!
Говорит Денис: - Любаша!
Мне дала его Наташа
Покататься на «чуть-чуть»,
Через пять минут вернуть!
Люба строго оглянулась,
Оживилась, встрепенулась:
- Безобразие, смотрите!
На березу лезет Витя!
На глазах у Вити слезы:
- Это вовсе не береза,
Это – мостик капитана!
Вот когда я взрослым стану,
По морям я поплыву,
А тебя не позову!
Люба к бабушкам бежит,
Бантик розовый дрожит:
- Женя с Вадиком подрались
И в песке все извалялись!
А на самом деле Женя
Лишь показывал движенья.
Если вдруг придется туго,
И не будет рядом друга,
Вадик сможет защититься,
Надо только научиться!
Говорят ребята грубо:
- Ну и ябеда ты, Люба!
Нам такая не нужна,
Вот играй теперь одна!
Приучаем малыша убирать за собой
Очень важно с самого детства приучать малыша к порядку. Чем раньше Ваш ребенок поймет, что свои игрушки и книжки он должен убирать сам, тем легче Вам и ему будет в дальнейшем. Эти простейшие навыки сделают его более организованным и настроят на то, что он уже достаточно подрос, и кроме прав у него начинают появляться обязанности. Но помните, что малыш в возрасте до 3-х лет еще психологически не готов к тому, чтобы убирать за собой. В большинстве случаев он лишь способен научиться не быть причиной беспорядка. Он копирует Вашу манеру поведения, Ваши привычки. Поэтому не требуйте от него того, чего не делаете сами. Помните, что на этом этапе Вы главный и единственный пример для подражания. В четырехлетнем возрасте малыша можно смело начинать приобщать к домашним делам. В этом возрасте ребенок уже способен координировать свои движения и усваивать несложные правила. Любой процесс состоит из трех основных этапов: обучение, повторение, превращение в привычку. Но прежде всего, помните, что ребенок не готов к бессмысленным действиям. Чтобы любовь к порядку вошла в привычку, Вы должны объяснить крохе, зачем нужен этот самый порядок. И не забывайте хвалить. Похвала – лучший стимул для маленького человека.
Уборка
Под диван заброшен мишка, Россыпь кубиков в углу. Барабан, конструктор, книжка В пестрой куче на полу.
Молоточек и отвертка Из набора - на диване, А конфетные обертки Слиплись в Митином кармане!
В коридоре грустный гномик, Под столом – альбом и краски, У окна – совок и домик, Там же пистолет и каска!
Это что же тут случилось? Что же здесь произошло? Может, в детской приземлилось Неземное НЛО?
Может, небо обвалилось? Смерч, тайфун все раскидал? Ничего здесь не случилось: Просто Митя поиграл!
Надо спать, закончен день: Он все бросил и ушел, Убирать игрушки лень. Разве это хорошо?
Разворчался фикус в кадке, Он на Митю начал злиться: - В этом страшном беспорядке Невозможно находиться!
Фыркнул трактор под кроватью: - Надо срочно уезжать! Из-под шкафа гномы-братья Соглашаются: - Бежать!
На машине, на пожарной Едет домовой в ушанке, А солдатики попарно Маршируют вслед за танком.
Самолет везет конструктор, В поезд влез гиппопотам: Там слоненок, как кондуктор, Рассадил всех по местам.
Ведра, формочки и книжки Прочь увозит грузовик, За рулем водитель-мишка, Рядом кубики и бык.
Просыпается неряха: - Что такое – чистота! Да как начал охать-ахать, На полу-то – пустота!
Он сидит – глазам не верит: Нет игрушек, все пропали! Где конструктор, трактор, звери? Неужели убежали?
Разревелся горько Митя: - И во что же мне играть? Вы, пожалуйста, вернитесь! Я все буду убирать!
|
Неряхи
Проживают в доме нашем Две веселые сестренки. Ты их знаешь – Галя с Машей, Непослушные девчонки!
Просит бабушка напрасно Их чуть-чуть убрать в квартире. Да, таких нерях ужасных Не найдешь ты в целом мире!
Мама ойкнула сердито, Наступив на кубик острый: - Не девчонки, а бандиты! Ведь убрать так было просто!
Ищет дедушка газету, Спотыкается об книжку! В кресло сел, а там – конфета: Ах, девчонки, шалунишки!
Папа вазу нес с цветами, В грузовик ногой попал: Закричал, взмахнул руками И, конечно же, упал!
Не заметила бабуля Скользкой лужи на полу И упала на папулю. Кто теперь стоит в углу?
Угадали: Маша с Галей! Грустно сестрам и обидно. Что же вы не убирали? Как вам, барышни, не стыдно?
|
Учимся одеваться
Не секрет, что многие малыши не любят одеваться. Летом этот процесс проходит практически безболезненно, но какие трагедии разыгрываются зимой! Если кроха бунтует, постарайтесь направить его энергию в нужное русло. Привлеките его к процессу одевания, попробуйте сделать это вместе, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.
В этом разделе мы привели стихи и сказки, которые помогут малышам смириться с необходимостью и позволить одеть себя.
Для самых маленьких
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку ("распашонку" - вариант для совсем маленьких),
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Про Борю
Жил на свете мальчик Боря.
Не любил он одеваться,
Он все время с мамой спорил,
Начинал сопротивляться:
Не надену эту майку
И колготки, и штаны!
Пусть рубашку носит зайка!
Мне носочки не нужны!
Свитер не люблю – колючий!
Шапку одевать не буду!
Вот какой он был вреднючий.
Не мальчишка – чудо-юдо!
Надоело маме спорить,
Хулигана убеждать.
И сказала мама Боре:
- Не пойду с тобой гулять!
Кто оделся – пусть гуляет
И в песочнице шалит,
А Бориска поскучает,
Без колготок посидит!
- Там же все мои друзья!-
Вдруг опомнился мальчишка, -
Вышли все, а как же я?
Где носочки, где штанишки?!
Посмотрите: что за чудо?
Начал Боря одеваться
И сказал он нам: - Не буду
Больше с мамой пререкаться!
Он помог одеться маме
И пошел гулять с друзьями.
Правила детской безопасности
Как только малыш отправляется в свое первое путешествие по дому, умиление резко сменяется страхом. Сколько опасностей таит в себе Ваше жилище! А что будет, когда он начнет делать первые шаги по улице! Малышу интересно абсолютно все, и он не знает, что многое из того, что его окружает, совсем не безопасно. Ребенок обязательно должен осознать суть запрета, без объяснений и доказательств малыш не сможет усвоить Ваш запрет и быстро забудет его. Если же Вы сможете легко и доступно объяснить, чем именно грозит нарушение конкретного запрета, Вы не только добьетесь необходимого результата, но и поднимите свой авторитет в глазах крохи. Причиной многочисленных бед, которые грозят малышу, в первую очередь является отсутствие жизненного опыта. Дайте ребенку возможность учиться не на своих ошибках, а на чужих. Надеемся, что наши сказочные герои помогут Вашему крохе усвоить несколько основных правил безопасности.
Сказка про домовенка Жил на свете домовенок: Пузик, лапки, нос да уши! Непослушный был ребенок, Никого-то он не слушал! Говорила ему мама: Не влезай на подоконник! Но такой он был упрямый, Просто маленький разбойник! Он туда немедля встал Посмотреть, что за окошком, Зазевался и упал. Ну, ударился немножко. Домовенок с синяком И большой красивой шишкой, Но зато теперь знаком С этим правилом малышка! Ты запомнить постарайся: С высоты легко упасть! Высоко не забирайся, Чтоб в больницу не попасть.
Говорила мама строго: - Видишь, на стене розетка, Никогда ее не трогай! Навсегда запомни детка: Там живет электроток Очень страшный и опасный! Удержаться он не смог, Просьбы мамины напрасны! Ах, опасный! Мы проверим! Сразу нос туда сует: Там в розетке что за звери? Кто же в дырочках живет? А из дырок искры – скок! Больно жалят домовенка – Укусил электроток Любопытного ребенка! Ты запомни навсегда: Ток не зря запрятан в клетке, Если выпустишь – беда! Ничего не суй в розетку!
- Спички ты, внучок, не трожь! Как-то бабушка сказала. - А не то весь дом сожжешь! Но пока она вязала, Домовенок тут как тут: Спички взял и газ включил – Видел он, как спички жгут, Но огонь как подскочил!!! Почему-то получилось Все совсем не как у взрослых! Все вокруг воспламенилось, Начался пожар серьезный! Побежал огонь по полкам, Воет, рвется он к окну, Занавески злобным волком Он в один момент слизнул! Домовенок испугался: - Ой, бабуля, мы горим! Но на помощь тут примчался Весь отряд пожарный к ним! Командир сказал: - А ну-ка, Вы чего тут натворили? Смотрит бабушка на внука: - Ведь тебе же говорили, Спички в руки не бери И с огнем ты не играй, А иначе все сгорит И поедем жить в сарай!
|
В доме есть такая полка, Где хранятся порошки, Мыло, ножницы, иголки, С разной «химией» мешки. Домовенку строго папа Говорил: - Опасность здесь! Но такой уж он растяпа: Раз нельзя, то надо влезть! Он достал из шкафа миску, Воду теплую налил, Бросил мыло и ириску, Порошком все «посолил». А потом из разных банок Начал сыпать все подряд, Положил туда рубанок: То-то папа будет рад! Это он готовил супчик, Для семьи обед варил. Но совсем забыл голубчик Все, что папа говорил. В миске страшно зашипело, Вспухла пена, все накрыв. Вдруг она позеленела, И раздался страшный взрыв! Домовенок очень грустный Целый час стоял в углу. Хорошо, что супчик вкусный Не в тарелках – на полу! Мыло, сода, порошок Не игрушки для ребенка! Видишь, как нехорошо Получилось с домовенком!
Шел в оранжевых штанишках Домовенок вдоль реки: Как всегда, на лбу две шишки, На коленках синяки. А навстречу шла собака: Серый хмурый крупный пес, Явно только что из драки: Поцарапан черный нос, Шерсти клок из бока выдран, И репейник на груди. Из воды сказала выдра: - Домовенок, отойди! Никогда, малыш, не трогай Незнакомых злых собак. Покусать они ведь могут, Не спасешься ты никак! - Вот еще, чего бояться?- Домовенок говорит. - Ну, с чего бы ей кусаться? У нее добрейший вид! Смажем ранки мы зеленкой, А потом пойдем играть. Пес взглянул на домовенка, За штанишки его – хвать! Побежал мальчишка к дубу. Влез, на веточке дрожит, Серый пес, оскалив зубы, Домовенка сторожит. Домовенок громко плакал. Вот такие вот дела. Только к вечеру собака По своим делам ушла. Знай, собак на свете много, Кто-то друг, а кто-то враг. Ты, пожалуйста, не трогай Никогда чужих собак.
|
Как-то летом, в жаркий день Домовенок на площадке Отыскал густую тень И заснул под липой сладко. Голос ласковый сквозь сон: - Хочешь чипсов и конфет? Согласился сразу он, Только слышит вдруг в ответ: - Жалко, я же ведь не знал, Что увижусь здесь с тобой, Я с собою их не взял. А пойдем ко мне домой! Старичок с седой бородкой Перед ним стоит с клюкой: Весь такой хороший, кроткий, Положительный такой. - Ну, пойдемте, - отвечает Домовенок и встает. Вот так ужас, он не знает, Что старик ему все врет! Это злой волшебник Скоен. Он из глупых домовят Варит зелье колдовское. К нему ведьмы прилетят За волшебным зельем этим. Чтобы гадости творить! Никогда не смейте дети С незнакомыми ходить! Хорошо, что фея Валла Домовенку помогла, На цветах поколдовала, Злого мага прогнала!
А была такая штука: Домовенок как-то раз Наступил на крышку люка, Его дворник еле спас! Говорили вредной крошке: Люки надо обходить, Не ступай на крышку ножкой, Чтобы в люк не угодить! Ну и что, что говорили, Не послушался опять. На дороге лужи были, Он пошел их измерять. Тут - глубокая, здесь-мелко, А вот в этой, интересно? Люк, как черная тарелка, Что в тарелке – неизвестно! Домовенок на мели Направляет вглубь ручьи, Листья, словно корабли. Интересно, они чьи? Это что за тайный флот, Что там в люке за страна, И куда же все плывет? Жаль, что гавань не видна! Домовенок встал на крышку, Наклонился заглянуть. Люк в момент слизнул мальчишку: Домовенок стал тонуть! Мимо дворник шел усатый, Он услышал громкий плеск, Крышку он поддел лопатой И в глубокий люк залез. Еле выловил рукою Домовенка из воды: - Это что же это такое? До сих пор не знаешь ты Что нельзя вставать на крышку? Ведь она перевернется! Непослушный шалунишка! Домовенок лишь трясется. Все он понял. Никогда Люки трогать он не станет! Там лишь грязная вода. Он на люк теперь не встанет! Их совсем не так уж много, Но вам твердо надо знать: Электричество не трогать, Высоко не залезать, Все, что спрятано на полках И в шкафах закрыто где-то: Спички, ножницы, иголки, Все опасные предметы, И на улице, и дома В руки никогда не брать. И к собакам незнакомым Во дворе не приставать.
|
Домовенок как-то летом В путешествие собрался, Но никто не знал об этом. Папа страшно волновался. Обзвонили всех знакомых, Всей семьей его искали: Во дворе, в саду и дома. И милицию позвали. - Может, кто его обидел? Он уехал, например! Говорил на кухне сидя Дядя-милиционер. Может быть, его украли, Заблудился он в лесу? Если где он, мы не знаем, Как же я его спасу? В это время «потеряшка» Подходил уже к реке: С хитрой картой на бумажке. С сухарями в рюкзаке. Смотрит: плот о берег бьется! Значит так – корабль есть. Но никак не удается Капитану на борт сесть! Наконец-то он забрался, Отвязал тяжелый плот, По течению помчался: Где-то море его ждет! Дождь пошел, холодный ветер Домовенку в спину дул. Он отдал бы все на свете: Кто б его домой вернул! Вспомнил он про водопады И про хищных злых зверей. - Мне домой вернуться надо, Да согреться поскорей! Домовенок горько плачет: Где там берег? Далеко! По плоту лягушка скачет: - Помогу тебе легко! Ну, а если завтра снова Соберешься ты в поход? Домовенок, дай мне слово, Что не тронешь больше плот, Не пойдешь гулять без спроса, Дальше своего двора Ты не сунешь больше носа! Образумиться пора! - Я согласен, лягушонок! Ты домой меня верни! – Тихо всхлипнул домовенок: Там родители одни! Лягушонок плот тяжелый До дорожки дотолкал. Домовеночек веселый По дорожке побежал. Он бежал обратно к маме, Торопился со всех сил. Фартук ей залил слезами И прощенья попросил!
Он теперь такой послушный, Что примерней не сыскать. Если станет ему скучно, Книжки будет он читать! Шалуном он был когда-то. Стать послушным каждый может! Эти правила, ребята, Надо выучить Вам тоже!
Если кто-то неизвестный Приглашает погостить, Вы ему ответьте честно: - Мне к чужим нельзя ходить! Ни зимой, ни даже летом, Вы запомните друзья: Путешествовать по свету Без родителей нельзя! Ноги в лужах не мочите, Крышки люков обходите, Маму слушать обещайте, Правила не нарушайте!
|
Как-то летом, в жаркий день Домовенок на площадке Отыскал густую тень И заснул под липой сладко. Голос ласковый сквозь сон: - Хочешь чипсов и конфет? Согласился сразу он, Только слышит вдруг в ответ: - Жалко, я же ведь не знал, Что увижусь здесь с тобой, Я с собою их не взял. А пойдем ко мне домой! Старичок с седой бородкой Перед ним стоит с клюкой: Весь такой хороший, кроткий, Положительный такой. - Ну, пойдемте, - отвечает Домовенок и встает. Вот так ужас, он не знает, Что старик ему все врет! Это злой волшебник Скоен. Он из глупых домовят Варит зелье колдовское. К нему ведьмы прилетят За волшебным зельем этим. Чтобы гадости творить! Никогда не смейте дети С незнакомыми ходить! Хорошо, что фея Валла Домовенку помогла, На цветах поколдовала, Злого мага прогнала!
А была такая штука: Домовенок как-то раз Наступил на крышку люка, Его дворник еле спас! Говорили вредной крошке: Люки надо обходить, Не ступай на крышку ножкой, Чтобы в люк не угодить! Ну и что, что говорили, Не послушался опять. На дороге лужи были, Он пошел их измерять. Тут - глубокая, здесь-мелко, А вот в этой, интересно? Люк, как черная тарелка, Что в тарелке – неизвестно! Домовенок на мели Направляет вглубь ручьи, Листья, словно корабли. Интересно, они чьи? Это что за тайный флот, Что там в люке за страна, И куда же все плывет? Жаль, что гавань не видна! Домовенок встал на крышку, Наклонился заглянуть. Люк в момент слизнул мальчишку: Домовенок стал тонуть! Мимо дворник шел усатый, Он услышал громкий плеск, Крышку он поддел лопатой И в глубокий люк залез. Еле выловил рукою Домовенка из воды: - Это что же это такое? До сих пор не знаешь ты Что нельзя вставать на крышку? Ведь она перевернется! Непослушный шалунишка! Домовенок лишь трясется. Все он понял. Никогда Люки трогать он не станет! Там лишь грязная вода. Он на люк теперь не встанет! Их совсем не так уж много, Но вам твердо надо знать: Электричество не трогать, Высоко не залезать, Все, что спрятано на полках И в шкафах закрыто где-то: Спички, ножницы, иголки, Все опасные предметы, И на улице, и дома В руки никогда не брать. И к собакам незнакомым Во дворе не приставать.
|
Домовенок как-то летом В путешествие собрался, Но никто не знал об этом. Папа страшно волновался. Обзвонили всех знакомых, Всей семьей его искали: Во дворе, в саду и дома. И милицию позвали. - Может, кто его обидел? Он уехал, например! Говорил на кухне сидя Дядя-милиционер. Может быть, его украли, Заблудился он в лесу? Если где он, мы не знаем, Как же я его спасу? В это время «потеряшка» Подходил уже к реке: С хитрой картой на бумажке. С сухарями в рюкзаке. Смотрит: плот о берег бьется! Значит так – корабль есть. Но никак не удается Капитану на борт сесть! Наконец-то он забрался, Отвязал тяжелый плот, По течению помчался: Где-то море его ждет! Дождь пошел, холодный ветер Домовенку в спину дул. Он отдал бы все на свете: Кто б его домой вернул! Вспомнил он про водопады И про хищных злых зверей. - Мне домой вернуться надо, Да согреться поскорей! Домовенок горько плачет: Где там берег? Далеко! По плоту лягушка скачет: - Помогу тебе легко! Ну, а если завтра снова Соберешься ты в поход? Домовенок, дай мне слово, Что не тронешь больше плот, Не пойдешь гулять без спроса, Дальше своего двора Ты не сунешь больше носа! Образумиться пора! - Я согласен, лягушонок! Ты домой меня верни! – Тихо всхлипнул домовенок: Там родители одни! Лягушонок плот тяжелый До дорожки дотолкал. Домовеночек веселый По дорожке побежал. Он бежал обратно к маме, Торопился со всех сил. Фартук ей залил слезами И прощенья попросил!
Он теперь такой послушный, Что примерней не сыскать. Если станет ему скучно, Книжки будет он читать! Шалуном он был когда-то. Стать послушным каждый может! Эти правила, ребята, Надо выучить Вам тоже!
Если кто-то неизвестный Приглашает погостить, Вы ему ответьте честно: - Мне к чужим нельзя ходить! Ни зимой, ни даже летом, Вы запомните друзья: Путешествовать по свету Без родителей нельзя! Ноги в лужах не мочите, Крышки люков обходите, Маму слушать обещайте, Правила не нарушайте!
|
Ревность
Если в Вашей семье появился или появится второй малыш, то этот раздел для Вас. Не ждите, что Ваш старший ребенок с радостью безоговорочно примет малыша. Долгое время он был единственным, любимым, все вращались только вокруг него. Среди специалистов нет единодушия относительно того, когда именно лучше начать готовить старшего малыша к появлению нового члена семьи. Долгое время считалось, что маленьким детям не следует сообщать об этом на ранних этапах беременности, потому что после слишком раннего известия появится очень большой период ожидания, а малыши обычно ждать не умеют. Однако в последнее время появилось мнение, что дети очень рано начинают ощущать изменения в семье. Ваши разговоры, общее настроение сбивают их с толку, а иногда и пугают. Часто страхи, порожденные неведением, бывают гораздо разрушительнее реальности. Поэтому, приглядитесь к малышу и выберите подходящий момент для того, чтобы сообщить ему эту радостную новость. Да-да! Именно радостную. Наилучшей подготовкой многие родители считают тактику «восторженности». Младший ребенок преподносится как очень позитивное и радостное новшество в жизни старшего. Элементарные фразы: «Везет тебе, ты станешь старшим братом!!». «Хорошо тебе – он будет любить тебя больше, чем нас, ведь ты его братик!» - помогут сформировать правильное восприятие ситуации малышом. Ребенок еще не всегда способен оценить событие сам, Вашу реакцию он может взять за образец, и под влиянием Вашего мнения будет постепенно формироваться его отношение к появлению нового члена семьи. Самый замечательный период для наглядной «агитации» - время, когда малыш начинает активно шевелиться, когда неведомого и невидимого нового человека можно потрогать, погладить и даже поговорить с ним.
Пусть Вас не удивляет, если период «детского счастья» наступит не сразу. Возможно, первой реакцией будет вопрос: «А как же я?». Убедите его в том, что Вы будете любить его не меньше, а даже больше. В этом плане для детей старше 3-х лет очень полезен наглядный пример со свечами. Возьмите две свечи, лучше разноцветных, и объясните, что это мама и папа. Зажгите обе и объясните малышу, что огонь – это любовь. Сначала папа и мама любили только друг друга. Потом возьмите третью свечу и зажгите ее от двух первых свечей. Это Ваш первый ребенок. Пламя на первых свечах не стало меньше от того, что появился новый член семьи, то есть любви осталось столько же, сколько и было. А теперь возьмите четвертую свечу – это новый малыш. Зажгите ее и объясните: огонь опять не стал меньше, значит, и любовь не стала меньше. Ничего не изменилось! Его любят по-прежнему!
Помогите старшему полюбить младшего, привлекайте его к уходу за малышом, рассказывайте, как маленький любит его. Надеемся, что наши стихи помогут Вам в этом нелегком деле.
Старший брат
Я на стульчике качался, Стало скучно - заревел. Старший брат на зов примчался И со мною рядом сел.
Я братишке страшно рад, Он со мною поиграет. И, хотя, я младший брат, Но меня он уважает.
Старший брат - он лучший самый, Он "козу" умеет делать, Он большой - почти как мама, И как папа - самый смелый!
Мама говорит: он шумный, Непоседливый мальчишка... Ну и что! Зато он умный: Он вчера читал мне книжку!
Он умеет кушать с ложки И велосипед водить! Я, вот, подрасту немножко - Буду в школу с ним ходить!
И пусть знают все вокруг: Он послушный и хороший, Он мой самый лучший друг, Буду на него похожим!
|
Старшая сестра
Я сидела и скучала, Было не с кем поиграть. Я бабуле докучала, Но она легла поспать.
Мама поиграть не может, Мама нам готовит ужин, Папа чем-то занят тоже, Ну а дедушка – простужен!
Только старшая сестра, Никогда мне не откажет. Она так ко мне добра! Сказку мне сестра расскажет,
Почитает вслух мне книжку, Шоколадкой угостит, Поиграет в «кошки-мышки», Баловство мое простит.
Все моя сестренка может: И писать, и рисовать. На принцессу так похожа, И умеет вышивать.
Заплетает мне косичку, Отдает свои игрушки. Я люблю свою сестричку! Мы с ней с ней лучшие подружки! |
Учим помогать близким
Старайтесь с самого раннего возраста учить своего малыша заботиться о близких. Обязательно привлекайте детей к домашним делам. Очень важно, чтобы поручения, которые Вы будете давать ребенку, были ему по силам и по возрасту. Труд должен вызывать только положительные эмоции, не заставляйте кроху, не давите на него. Постарайтесь предвосхитить его попытки самостоятельной помощи без участия взрослых. Очень часто малыши пытаются браться за то, чего пока не умеют. Предварительное обучение и ненавязчивые объяснения помогут Вам избежать неприятных сюрпризов. Самый лучший способ донести информацию до ребенка, рассказать ему сказку или стишок на нужную тему.
Мила-помощница
Помогала маме Мила.
В коридоре пол помыла:
Воду кружкой налила
И метелкой размела!
Лужи сохнут на полу,
Кучкой мокнет пыль в углу!
Мила вымыла посуду:
Брызги мыльные повсюду,
Полотенчико достала
И посуду вытирала.
Оказалось, чашки, блюдца
При паденье на пол бьются!
Мила платьице стирала:
В тазик воду наливала,
Добавляла белой краски.
Платье белое – как в сказке!
Только красные горошки
Не видны теперь немножко!
Мила любит помогать,
Милу не за что ругать!
Мама Милу похвалила,
А потом посуду мыла,
Лужи с пола вытирала,
Платье заново стирала.
Мила быстро повзрослела,
Через год она умела
Как большая помогать:
Мыть посуду, подметать.
В общем, Мила молодец!
А истории – конец!
Игры
Как иногда сложно бывает занять ребенка. Маленькому человечку постоянно нужно что-то новое. Существует огромное количество игр, но чем больше, тем веселее! В этом разделе мы приведем лишь некоторые из игр, которые для разнообразия можно предложить маленькому исследователю.
Игра в коробочку.
Малыши бесконечно долго могут вытряхивать вещи из различных емкостей, а потом класть их обратно. Возьмите большую коробку и несколько крупных безопасных предметов, которые малыш не может проглотить. Это могут быть игрушки или небольшие коробочки, кубики, пластмассовые емкости и многое другое. Покажите ему, что нужно делать: сначала сложите все в большую коробку, потом выньте, потом еще раз сложите, потом опять выньте. Через пару минут Ваш кроха поймет суть этой замечательной игры, а у Вас появится несколько минут свободного времени.
Что в коробке неизвестно.
Но ужасно интересно!
Ну-ка крышку открывай,
По порядку доставай!
Катаем мячик
Суть игры понятна из названия. Садимся на пол напротив малыша и толкаем в его сторону мячик, стараясь, чтобы игрушка попала прямо в руки малыша. Возьмите его ручки и покажите, как катить мячик в Вашу сторону.
Мячик, мячик,
Быстро скачет,
Покатился, побежал,
Прямо в руки к нам попал!
Ищем колокольчик
Берем 3 пакета или коробочки, кладем туда колокольчик или маленькую погремушку и начинаем искать.
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Ловим зайчика.
Покажите малышу солнечного зайчика - как он бегает, прыгает, отдыхает и прячется.
Где ты зайчик? Погоди!
Подожди, не уходи!
Прыг-скок, прыг-скок!
Со стены на потолок!
Притаился на полу,
Прыг, и он уже в углу!
Юркнул быстро под кровать!
Нелегко его поймать!
Ролевая игра
Водящий (взрослый) читает стишок, а малыши изображают то, о чем там говорится.
Летний луг Солнце красное проснулось! Позевало, потянулось: Тянет теплые лучи! Просыпаются ручьи! Цветочки просыпаются, Росою умываются! Распускают лепесточки! Ах, красивые цветочки! Рыбки прыгают в воде, Брызги падают везде! Бабочки порхают, Пыльцу всю собирают! С клевера на кашку Прыгают букашки! Заяц кушает морковку! Рядом Божия Коровка Как пятнистый самолет Отправляется в полет: Крылья расправляет, Над землей летает!
Ловим комара Начинается игра. Ловим, ловим комара! Хлоп в ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп!
|
Ну-ка ножкой Топ-топ-топ! Вот как мы играем, Комара пугаем! Укусил комар кого-то! Улетай-ка на болото! Хлоп в ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! Ну-ка ножкой Топ-топ-топ! Вот как мы играем, Комара пугаем! Мы руками машем: Кыш от детки нашей! Хлоп в ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! Ну-ка ножкой Топ-топ-топ! Вот как мы играем, Комара пугаем! В домик сядем – он пищит! Поищи нас, поищи! Хлоп в ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! Ну-ка ножкой Топ-топ-топ! Вот как мы играем, Комара пугаем! Победили комара! Вот веселая игра!
|
Угадываем цвета
Приготовьте 4 карточки разного цвета: красный, голубой, желтый и зеленый. Водящий (взрослый) читает стихотворение-загадку, а малыши отгадывают последнее слово (название цвета).
Словно небо, словно море,
Словно незабудка в поле.
Это цвет у нас какой?
Ну, конечно, … голубой!
Как весенняя листва,
Словно на лугу трава,
Словно елочки на склоне.
Это цвет какой … зеленый!
Словно помидор и роза,
Словно щечки от мороза,
Светофора цвет опасный.
Это что? Конечно … красный!
Словно крылышки цыпленка,
Словно масло из масленки,
Лютик, что в саду нашел ты.
Этот цвет конечно … желтый!
Дневной сон
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии малыша. Небольшой отдых в середине дня просто необходим, но как объяснить это разыгравшемуся малышу? Конечно же, с помощью соответствующего стишка, который можно тихо напеть на мотив колыбельной или просто нашептать. В этом разделе есть и сказка для малышей, которые любят волшебные истории.
Для совсем маленьких Уберем игрушки, Приляжем на подушку, Глазки-незабудки Закроем на минутку. Губки-землянички, Пушистые реснички, Щечки-лепесточки У моего цветочка. Розовые ушки, Кудрявая макушка… Накроем одеяльчиком Крохотные пальчики, Пухлые ручонки, Усталые ножонки, Маленькие пятки. Засыпай, мой сладкий!
|
Для детей постарше Мы гуляли, мы играли И немножечко устали. Чтобы сил еще набрать, Надо нам чуть-чуть поспать. Ты закроешь глазки, И приснится сказка: Про кота мурлыку, Журавля-курлыку, Лисоньку-хитрулю, Мышку-крохотулю, Зайчика-хвастушку И жужжалку-мушку, Про шмеля-гуделку, Хлопотушку-белку, Про сластену-мишку. Спи, моя малышка! (для девочек) Засыпай, мой милый, Набирайся силы! (для мальчиков)
|
Куда уходит елочка или «новогодние страдания»
Если Ваш малыш будет переживать по поводу внезапно исчезнувшей елки, то примирить его с ситуацией поможет следующее стихотворение.
Елочка
Елка в гости к нам пришла,
Новый год нам принесла,
Шарики, игрушки,
Звезды и хлопушки!
Красавица из леса,
Нарядная принцесса.
Спасибо ей за Новый год,
Но лес ее обратно ждет!
Ее заждались зайки
На солнечной лужайке,
По ней скучают птички:
Сороки и синички.
Топорщит еж иголочки:
- Ну, где же наша елочка?
Отпустим елочку домой.
Она вернется к нам зимой:
Когда наступит Новый год
Она опять к тебе придет!
Если малыш заболел
Болеть никто не любит. Это аксиома. Взрослый понимает неизбежность и необходимость лечения, а ребенок пытается любой ценой избежать неприятных процедур. Если малыш капризничает и не желает пить таблетки, то наша задача, объяснить ему, зачем это нужно.
Коля заболел
Жил да был на свете Коля.
Простудился он однажды.
Врач пришел. Сказал: Ты болен!
Съешь таблетку. Это важно.
Отвечает он врачу:
Я лечиться не хочу!
Как «не хочешь ты лечиться»?
Запускать болезнь нельзя!
Дети могут заразиться,
Заболеют все друзья!
Отвечает он врачу:
Я таблетки не хочу!
А ты знаешь, что в таблетках
Есть волшебные частицы?
Лишь они помогут деткам
С кашлем-насморком сразиться!
Все зловредные микробы
Разбегутся кто куда!
Пей таблетки эти, чтобы
Быть здоровеньким всегда!
Ночной сон
Перед отходом малыша ко сну психологи советуют избегать сильных эмоций и активных игр. Лучше всего успокоит малыша любимая сказка или тихая колыбельная. Но что делать, если Ваш малыш боится засыпать? Можно бороться с ночными страхами обычным способом, доступно объяснив их беспочвенность на примере стихотворения или сказки. Только ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка, убедитесь, что Ваши доводы поняты и приняты.
Если вы видите, что несмотря ни на что ваш ребенок плохо спит, жалуется на ночные страхи, не может долго заснуть или просыпается ночью, постарайтесь обследовать его у невропатолога. Помните, что значение сна для малыша огромно. Без сна человек способен прожить всего 7 - 10 суток, после чего начинаются необратимые изменения нервной системы. Кроме того, во время сна головной мозг вырабатывает гормон роста.
Постарайтесь наладить правильный режим дня, объясните крохе необходимость и важность ночного сна. Надеемся, что наши стихи и сказки Вам в этом помогут.
Ночные страхи
Говорит Анюта маме: - Не хочу сегодня спать! Плачет горькими слезами: Страшный страх придет опять! Прогудит трубою в ванной, Чем-то скрипнет на полу, Тенью страшною и странной Черный страх замрет в углу! Он в окошко постучится, Звезды спрячет и луну, Под кроватью притаится! Ни за что я не усну! - Что ты! – мама отвечает, Никакого страха нет! Щелк – и мама выключает Яркой лампы желтый свет. В ванной булькает водичка, Спать ложится половица, И в твое окно синичка Тихо клювиком стучится. Прогудел автобус важно, Пес соседский тявкнул – Гав! А в углу совсем не страшный Тихо дремлет старый шкаф. Звуков странных ты не бойся, Тень скрывает волшебство. Ни о чем не беспокойся: Злого нет здесь никого! |
Села мама на кроватку, Мама Ане говорит: - Спи, моя малышка сладко! Под кроватью сон сидит! Весельчак он и проказник, Пухлощек он и пригож. Сон тебе покажет праздник, Если только ты уснешь! Сон волшебный и могучий, Это лучший друг детей! Колдовством разгонит тучи Славный, добрый чародей! А его сестренки, братья, У твоих живут друзей. Кто в шкафу, кто под кроватью! Спи, Анюточка, скорей! Сны приходят только к спящим, Будут сказки, чудеса, Будет праздник настоящим, Только ты закрой глаза! Над кроваткой сон летает, Спи скорее, он, ведь, ждет! Страхи страшные растают, Сказка добрая придет!
|
Колыбельная Ночка теплым одеялом Мою крошку накрывала, Подоткнув со всех сторон, Приводила сладкий сон.
Припев: За морями солнце спит. Мама рядышком сидит. Баю-баю-баю-бай. Спи, малышка, засыпай!
Нежно светит из окна Круглым яблочком луна. Звезды водят хоровод, Ждут, пока малыш уснет. (Припев)
|
Глазки спят и щечки спят У усталых малышат. Спят реснички и ладошки, Спят животики и ножки. (Припев)
И малюсенькие ушки Сладко дремлют на подушке. Спят кудряшки, ручки спят, Только носики сопят. (Припев)
|
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/