Одной из важнейших составляющих педагогической науки является семейное воспитание и семенная педагогика. Среди факторов, влияющих на формирование человека, воспитание занимает особое место, через сознательно организованную, целенаправленную деятельность оно дает возможность проектировать личность с учетом задач общества и ее неповторимой индивидуальности. Целью воспитания всегда было формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Семья как первичная ячейка общества дает человеку самый первый опыт социализации, формируя внутренние качества личности: убеждения, ценностные ориентации, черты характера.
Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос. Воспитывать строго или снисходительно? Наказывать или не наказывать? Воспитывать авторитетно или по-товарищески? Чувством или разумом?
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть таинственную дверь в тайну детского сознания помогает игра. Играя, ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но одновременно учится жить в этом мире. Вся жизнь детей наполнена игрой. И, конечно, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть. Брать на себя роль и действовать? Этому, несомненно, поможет театр.
Театрализованные игры оказывают огромное влияние на развитие личности ребёнка и позволяют использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей. Он помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные как с художественным образованием детей, так и их нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; развитием памяти, воображения и речи; снятием напряженности, позволяет разрешению конфликтных ситуаций через игру.
Экологическое воспитание – актуальная проблема настоящего времени. Правильное экологическое мировоззрение и экологическая культура нынешних детей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формировать у детей бережное отношения к природе – сложный и длительный процесс. Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, беспрерывно изучая и исследуя окружающий мир. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами в природе. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализованных игр происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи, что является важным аспектом в современных условиях. К сожалению, многие родители, в силу своей занятости или по другим причинам, уделяют очень мало внимания речевому развитию, зачастую не обращая внимания на серьезные нарушения речи своих детей. Поэтому, опыт представленноой работы актуален в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
Все люди: взрослые и особенно дети — очень любят сказки, «потому что в них естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки человек получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих в жизни. Через сказку человек подсознательно учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром.
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.
Часто родители полностью перекладывают воспитание детей на детский сад. Они оказываются, недостаточно информированы об особенностях жизни ребенка в дошкольном учреждении. Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем занимались?» и т.д. Несмотря на то, что семья выступает заказчиком, сама она не готова включаться в деятельность образовательного учреждения.
В этой связи, особенно важным представляется психолого-педагогическое сопровождение семьи. Л.М. Шипицына с коллегами рассматривает сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуация жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Авторы отмечают также что, сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость, эмоционально обогащать, будить человечность вызывая самые разнообразные чувства и эмоции, способствуя формированию у него нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает книга. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Она направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:
Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами. А это значит освоение им соответствующих коммуникативных навыков, приобретение умения согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре или иным занятиям, осознание своих качеств на основе сравнения с качествами других детей, общение со сверстниками. Совместные формы деятельности дошкольников вносят особый, крайне важный вклад в сложный процесс формирования самооценки ребенка и многие другие процессы его общего психического развития.
Формирование у детей представлений о мире труда и профессий является актуальной задачей и необходимым процессом социализации дошкольников, несмотря на то, что перед ними не стоит проблема выбора профессий. Однако, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст необходимо рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения.
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор для проявления творчества. Известно, что история человеческой цивилизации построена на постоянном стремлении окружать себя красивыми предметами, одеждой, получать чувство комфорта, защищенности. Актуальность дизайна подтверждает стремление человека выразить своё «Я» через костюм, через интерьер, флористику, выработать свой стиль, имидж, развить эстетический и художественный вкус.
В основе поведения в сторону гипердинамического развития лежат врожденные нарушения деятельности ЦНС, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания.
К возможным причинам неорганического характера можно отнести неблагоприятную обстановку в семье (чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения) и, как следствие, реакцию детей на различные запреты (бегать, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность).
Взрослым хочется, чтобы ребёнок был смелым, верил в себя и в людей, не боялся трудностей. И вместе с тем, хочется, чтобы он был очень осторожным, чтобы с ним ничего не случилось. Родители показывают детям фильмы и читают книжки, в которых любимые герои сплошь и рядом делают всё то, чего ни в коем случае нельзя делать сегодняшнему ребёнку: заговаривать с незнакомцами, отправляться самому или с друзьями на поиски приключений, искать клады, сражаться со злодеями, спасать слабых.
Иногда взрослые, используя запугивание как способ воспитания: «Не бегай, а то упадёшь и убьёшься!», «Не расстраивай маму, а то она заболеет!», «Не капризничай, а то придёт Баба-яга и заберёт тебя». Ребёнок верит и пугается. Когда речь заходит о том, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, взрослый не знает, что делать. Объясняет, что вампира под кроватью нет, а ребёнок всё равно боится. Обещает, что у зубного врача будет больно совсем чуть-чуть, а ребёнок плачет от страха.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в детском дошкольном учреждении на сегодняшний день особо актуален. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). РППС - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами и эстетически оформлена. Только в такой среде возможно вовлечение ребёнка в активную познавательно–творческую деятельность в соответствии с их потребностями и интересами.
Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной. Вы спросите, зачем они нужны? Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищенно. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге.
Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьёй, прогуляться по парку в субботу – все эти, казалось бы, обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность вас и ваших детей. Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.
У маленьких детей капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребёнок мало бывает на свежем воздухе, много времени проводит у телевизора, компьютера, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера глаза под влиянием зрительной нагрузки больше и быстрее растягивается, вызывая дефект глаза и развитие близорукости.
Самый важный фактор предупреждения зрительных нарушений у детей-дошкольников – соблюдение гигиенических условий. Поэтому педагогам ДОУ следует стремиться создать такие условия зрительной работы, которые бы исключали возможность зрительного напряжения и утомления глаз детей.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными.
В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением ежегодно увеличивается. Скорее всего, это так и есть. Ведь образ жизни, средства массовой информации, поведение взрослых очень способствуют формированию у ребенка такого способа поведения, когда он постоянно вынужден демонстрировать свою силу, нападать, кричать и ругаться.
Каждый из нас неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой такое поведение беспричинное и безосновательное. Кажется, что все якобы в порядке, вы с ребенком не ссорились и не наносили ему боль, а в детском саду он еще 5 минут назад со всеми дружил и был мирно настроен. И, вдруг, такая реакция!
На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.
На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Формирование и развитие личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Известно, что основой духовно-нравственного развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Все люди: взрослые и особенно дети — очень любят сказки, «потому что в них естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки человек получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих в жизни. Через сказку человек подсознательно учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром.
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, устанавливая временные и простые причинные связи, называя главные характеристики героев, мотивы их поступков. Это позволяет сочувствовать и сопереживать героям произведений.
Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей слабо развита мелкая моторика рук по сравнению с прошлыми поколениями. Если раньше больше приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке, то сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для детей в раннем возрасте (1год - 3года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок). Рассмотрим подробно эти виды деятельности.
Согласно ФГОС ДО, в дошкольном возрасте необходимо развивать речь ребенка по всем основным компонентам речевого развития: обогащать активный словарь ребенка; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество; звуковую и интонационную культуру речи; фонематический слух; познакомить ребенка с книжной культурой, детской литературой; научить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; формировать у ребенка звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не будет интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Особенностями личностно-ориентированного взаимодействие с воспитанниками при формировании КГН является создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия:
- Постоянное «обращение к ребенку», в виде способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее.
- Изменение воспитателем своего поведения в соответствии с реакцией детей.
Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство, тем в большей степени реализуется потенциал развития каждого человека и общества в целом.
Проблема по активизации речевой деятельности очень важна для всестороннего развития детей. Особые трудности при активизации речи, а именно при формировании связной речи возникают у детей с общим недоразвитием.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.
По данным ГИБДД, в России смертность детей в автомобильных ДТП превышает смертность в результате пожаров и наводнений, авиа и железнодорожных катастроф. Даже по причине болезней дети умирают реже, чем от несчастных случаев на дороге.
Улицы современного не только города, но и небольшого села в наше непростое время таят в себе много не только опасного, но и неожиданного: малейшая несогласованность в действиях водителей и пешеходов может привести к авариям и жертвам. Чтобы этого не произошло, и те, и другие должны подчиняться строгим законам. Законы называются «Правила дорожного движения».