logo

МАЛЫШИ НА ПРИРОДЕ

 

Бедная Настенька

В сказке «Морозко» злая мачеха приказала старику увезти Настеньку в лес и оставить там на съедение волкам. Долго горевал старик, да делать нечего. Повёз свою дочку в лес и оставил там под большой елью. Хорошо, что Настеньку нашёл в лесу Морозко и за сердце её доброе наградил. А если бы Морозко гулял в другом месте и не встретил Настеньку?

Что мог сделать старик, чтобы и злобной жене угодить, и дочку в лес не отвозить? А, может быть, он мог что-то придумать, чтобы мачеха сама выбросила из головы такую злобную мысль в отношении падчерицы?

Задача предоставлена Е. Пчелкиной

 

Краткое условие задачи:

Злая мачеха приказала старику отвезти Настеньку в лес. Как сделать так, чтобы мачеха передумала?

Определение КП:

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы мачеха не давала старику такого ужасного приказа.

КП: мачеха и старик.

Некоторые могут при выделении КП ответить на вопрос следующим образом: «Мы хотим, чтобы старик не отвозил Настеньку в лес». В этом случае КП — Настенька и старик. Но между Настенькой и стариком конфликта нет, т. к. они оба являются «жертвами» злой мачехи и выполняют её приказ. Следовательно, конфликт именно между мачехой, отдающей такое приказание, и тем, кому она приказывает. А это старик.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Мачеха сама откажется от своих намерений.

ИКР-2: Старик сам не повезёт Настеньку в лес (без посторонней помощи заступится за дочку).

Определение ресурсов:

Рассмотрим ресурсы конфликтующей пары: если в состав КП входит живое существо, то в первую очередь вспомним про органы чувств (слух, зрение и др.) и психологические характеристики (чувства страха, радости, злости и др.).

Ресурсы, которые есть в задаче: изба (со всеми вспомогательными помещениями — погребом, хлевом, чердаком, сеновалом и т. д.), соседские избы.

ИКР-1 + Ресурсы: Мачеха из-за чувства страха откажется от своих намерений.

Идея решения:

Чего злая мачеха боится? Труда, т. к. по натуре она лентяйка. Кроме того, мачеха излишне опекает свою дочь. Следовательно, «трудом» и нужно мачеху напугать. Старику стоит сказать, что он отвезёт Настеньку в лес, а всю работу в доме придётся выполнять ей самой или Марфушке. Мачеха ужаснётся такой мысли и сама откажется от своих слов.

ИКР-2 + Ресурсы: Старик с помощью избы (благодаря помещениям избы) не повезёт Настеньку в лес.

Идея решения:

Старик может сделать вид, что увёз Настеньку, а сам спрячет её в хлеву или на чердаке. Через некоторое время мачеха одумается из-за того, что работать стало некому, и прикажет вернуть Настеньку. Эта идея плоха тем, что зимой подсобные помещения в избах не отапливаются и Настенька может там замёрзнуть.

ИКР-2 + Ресурсы: Старик благодаря соседям не повезёт Настеньку в лес.

Идея решения:

Старик на время может отвезти Настеньку к соседям. Она во время своего пребывания у них будет помогать им по дому. Эта идея опасна тем, что кто-нибудь из соседей может проболтаться мачехе, и тогда она осерчает и поднимет крик не только на старика, но и на соседей тоже.

 

 

 

Покормите белочку!

Серенькие пушистые любимицы приносят людям радость. И взрослые, и дети всегда готовы угостить их чем-нибудь вкусным. Особенно зимой. Но в сильные метели людей не особо тянет в парк, где пушистые зверьки ждут вкусной подмоги. Для птиц есть кормушки. И даже с дозатором, что позволяет оставлять пернатым запас корма. А для белочек таких кормушек нет. Иногда им приходится таскать корм у птиц, иногда угощаться у снеговиков.

А хорошо бы и для белочек сделать кормушки. И чтобы семечек там хватало надолго. И чтобы снегом не засыпало. И чтобы птицы не таскали из них корм. Можно, конечно, подписать «столовая только для белок», но вряд ли это поможет.

Предложи свои идеи решения этой задачи. А ещё лучше — смастери по своей лучшей идее «белкину столовую» и пришли фотографию.

Задача предоставлена Е. Пчелкиной


Краткое условие задачи:

Зимой многие подкармливают птиц. Но кроме птиц в парках живут белочки. Что можно сделать, чтобы белочкам было чем подкрепиться и в ненастную зимнюю погоду, когда мало народа посещает парки?

Определение КП:

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы у белочек был корм.

КП: белочки и корм.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Белочки сами (без посторонней помощи) достают корм.

ИКР-2: Корм сам «поступает» (подаётся) к белочкам.

Определение ресурсов:

Ресурсы КП: нюх белочек, слух, вес, умение бегать по деревьям, любопытство, запах корма, его небольшой размер.

Ресурсы, имеющиеся в задаче: парк с деревьями, большое количество снега, кора деревьев и ветви.

ИКР-1 + Ресурсы: Белочки, с помощью умения бегать по деревьям, достают корм.

Идея решения:

В коре деревьев между трещинками можно вставить маленькие орешки. Птички орешки не склюют, а белочки почувствуют запах, перебираясь вверх и вниз по стволам деревьев.

ИКР-2 + Ресурсы: Корм с помощью стволов и веток деревьев попадает к белочкам.

Идея решения:

На стволы и ветви можно закрепить бусы из корма. Для этого можно скрепить верёвкой половинки футлярчиков от киндерсюрприза. Гирлянду из таких футлярчиков укрепить на стволе дерева за ветви, и в каждый положить несколько орешков.

ИКР-2 + Ресурсы: Корм благодаря большому количеству снега попадает к белочкам.

Идея решения:

Так как снега в парке много, то в выходной день можно скатать из снега снеговиков. Снеговика можно поставить под деревьями, на которых живут белочки, и «утыкать» орешками. Белочкам легко будет взобраться на снеговика и из его головы и туловища вытащить орешки. А если украсить снеговика семечками, то и птицам будет подкормка.

ИКР-1 + Ресурсы: Белочки, с помощью своего веса достают корм.

Идея решения:

Сделать кормушку с дозатором из пластиковой бутылки. В бутылку сверху засыпаются орешки, а внизу в ней делается небольшое отверстие и заслонка, которая это отверстие закрывает. Заслонка укрепляется с помощью слабой пружины. Под тяжестью белочки пружинка приходит в движение и перемещает заслонку. Заслонка отодвигается, и белочка получает доступ к орешкам (либо сама их вынимает из открывшегося отверстия, либо орешки выпадают перед ней на столик). Необходимо отметить, что конструкция кормушки не должна позволять воронам подлетать к заслонке. Это вторичная задача, которая требует отдельного решения.

 

 

 

Дело в шляпе

В сказке «Гном Гномыч и Изюминка» рассказывается про гнома, который устроил себе домик под большой широкополой шляпой. Но через какое-то время шляпу унесло ветром, и Гном остался без дома. В скором времени Гномик нашёл большую тыкву. Тыква была внутри совершенно пустая, и Гном устроился жить в тыкве. Уж её-то ветер не унесёт. Но вот опять беда: каждый, кто пролетал или пробегал мимо тыквы, норовил её клюнуть или отъесть кусочек. Гному приходилось выбегать и объяснять, что тыква — это его дом.

Вот было бы хорошо, если бы тыква сама отгоняла всех. Как это сделать?

Предложи решения этой задачи, используя знакомый тебе алгоритм.

Задача подготовлена А. Кисловым и Е. Пчелкиной по материалам книги Балит Агнеш «Гном Гномыч и Изюмка»


Краткое условие задачи:

Как сделать так, чтобы на тыкву, в которой живёт гном, никто не смотрел как на корм?

Определение КП:

Выделим конфликтующую пару.

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы окружающие (звери, птицы) не трогали тыкву.

КП: окружающие и тыква.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Окружающие сами не подходят к тыкве.

ИКР-2: Тыква сама не подпускает к себе окружающих.

Было бы хорошо, если бы звери и птицы умели читать. В этом случае Гном бы мог написать на тыкве: «Мой дом. Не трогать!». Но такое решение в данном случае не подойдёт. Можно покрасить тыкву в зелёный цвет. Все будут думать, что она ещё неспелая и не будут трогать. Но у Гнома нет денег на краску, да и магазина в лесу нет.

Чем же тогда воспользоваться Гному?

Определение ресурсов:

Ресурсы КП: тыква имеет вес, размер, шершавую поверхность, цвет; у окружающих птиц и зверей есть органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. Есть чувство страха.

Ресурсы, имеющиеся в задаче: лес, в котором живёт Гном, с травами, грибами, ягодами, шишками и другими природными элементами.

ИКР-1 + Ресурсы: Окружающие звери и птицы благодаря шишкам, травам и пр. не подходят к тыкве.

Идеи решения:

— Гном может обмазать тыкву смолой и прикрепить к этой смоле еловые и сосновые шишки или хвою. В этом случае тыква станет похожа на муравейник, и не будет привлекать к себе внимание.

— Можно набрать в лесу еловых веток, связать их и укрыть тыкву этим пучком. Большая еловая куча спрячет тыкву и от непрошеных гостей, и от дождя, и от яркого солнечного света.

ИКР-2 + Ресурсы: Тыква с помощью запаха не подпускает к себе окружающих.

Идея решения:

Гном может сплести гирлянду из пахучих цветов, запах которых будет отталкивать разных зверей и птиц. Эта идея имеет ограничения. Важно, чтобы запах был полезным для Гнома, и не привлекал большого количества пчёл. Поэтому цветы можно заменить полынью.

Если у Гнома есть возможность вырастить чеснок на своём огородике, то можно увешивать тыкву гирляндами из нарезанного чеснока. Этот запах тоже не любят звери и птицы.

ИКР-2 + Ресурсы: Тыква с помощью природного материала не подпускает к себе окружающих.

Идеи решения:

— Гном может из палок и листьев (травы, соломы) смастерить флюгеры, которые закрепит на тыкве с разных сторон. Флюгеры будут шуршать и звуком отпугивать назойливых гостей.

— Из чешуек еловых шишек и травы можно сплести сеть. Такая сеть может прикрывать тыкву сверху от птиц и частично маскировать с боков.

Вариантов решений этой задачи может быть множество. Попробуйте и вы найти ещё несколько решений.

 

 

 

 

 

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

ПОИСК

Одноклассники

 
 

ГОЛОВОЛОМКИ И ЗАГАДКИ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.